Депо начала XX века и паровозы

Станция «Подмосковная», расположенная недалеко от нынешнего метро «Сокол»,  была возведена в 1901 году в рамках масштабного строительства Московско-Виндавской железной дороги, призванной связать Москву с незамерзающими латвийскими портами – Виндавой и Ригой.
 
Рост промышленного производства, развитие международной торговли, расширение коммерческих связей требовали и столь же развитой транспортной сети. А между тем, российские порты, закрытые для судоходства в холодное время года из-за замерзания, уже не справлялись с товарооборотом. Так, например, доля участия во внешней торговле Петербурга не достигала к тому времени и шестой части всех ввозимых и вывозимых из России товаров. Поэтому 2 марта 1897 года Николай II подписывает указ о создании Московско-Виндавской железной дороги. За 4 года планировалось реализовать этот серьезный проект и открыть движение поездов по этому направлению уже в мае 1901 года. Участок пути Москва-Ржев был пущен в эксплуатацию уже в течение первого года, основная часть тысячекилометровой магистрали, соединившей Москву с побережьем Балтии и Ригой, была проложена за три года. Однако было множество недоделок, в том числе и замедление темпов строительства здания главного Виндавского (ныне Рижского) вокзала в Марьиной роще, которые не позволили сдать проект целиком в оговоренные сроки. Поэтому принимать поезда на подходе к Москве решили на уже построенной к тому времени станции «Подмосковная», первый поезд отошел от ее вокзала 2 июля 1901 года, и до открытия Виндавского вокзала станция «Подмосковная» служила главной пассажирской и товарной станцией на пути Московско-Виндавской железной дороги. 

 
В сентябре 1901 года был торжественно открыт Виндавский вокзал в Москве, и степень загруженности «Подмосковной» станции уменьшилась, хотя она продолжала по объему работ превосходить все прочие станции нового пути, уступая лишь Виндавскому (Рижскому) вокзалу. На станции и в обслуживающих ее мастерских трудилось более двухсот рабочих.
«Подмосковная» была построена на территории села Всехсвятского, в одной версте от него. В комплекс станции входит небольшой пассажирский вокзал, дом станционных служащих, ремонтная мастерская, паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и ремонтное депо, а также водонапорная башня с угольным складом для снабжения паровозов. Почти все строения станции – деревянные, и все они чудом сохранились до наших времен. В этом и состоит уникальность «Подмосковной», она – последний нетронутый уголок паровозной эпохи. Все остальные станции рижского направления были уничтожены во время бомбежек в Великую Отечественную, и после войны восстанавливались уже по характерным для 50-х годов типовым проектам. Так что «Подмосковная» - это прекрасный образец так называемого деревянного модерна. Те постройки станции, что выполнены из кирпича, также относятся к стилю модерн. Сегодня «Подмосковная» - радость для кинематографистов, снимающих здесь фильмы в колоритном антураже ушедшей эпохи, и экскурсионных бюро, проводящих для москвичей паровозные экскурсии.
 Водонапорная башня. Изумительная модерновая конструкция! Функционирует до сих пор, обеспечивает водой железнодорожников.
 
Водонапорные башни были построены на всем протяжении железнодорожных путей рижского направления по типовым проектам начала XX века, аналогичным башне станции «Подмосковной», но в такой хорошей сохранности дошла до наших дней только она. Есть еще остатки водонапорной башни возле Рижского вокзала и в 2008 году была частично разобрана для реконструкции (разломать, чтобы реконструировать – мощный метод, ничего не скажешь) башня в Нахабино.
Вообще история водоснабжения станции «Подмосковная» очень интересна. Здесь поблизости нет ни озер, ни рек, а воды для обслуживания требовалось много, поэтому пробурили две артезианских скважины, а чтобы поднимать воду из-под земли на поверхность и подавать ее в башню, установили дизельный насос. И это в 1901 году!
В 1938 году на станцию «Подмосковная» соединили путями со строящимся электродепо «Сокол», через которые Московский метрополитен стал получать вагоны с завода.
После Великой Отечественной станция «Подмосковная» избежала общей масштабной реконструкции путей сообщения. При переводе железной дороги на электротягу старую станцию и ее депо обошли стороной, проложив объездные пути с новой платформой «Красный балтиец».
Сегодня «Подмосковная» используется как депо для ремонта тепловозов и паровозов. В 2008 году комплекс станции был признан памятником истории и архитектуры регионального значения, и все его здания находятся под охраной государства.
Существует версия, что паровозы на этой станции, да и саму станцию содержат на случай ядерной войны, чтобы в экстренной ситуации эвакуировать из города главных лиц государства. У паровозов, в отличие от более поздних локомотивов, отсутствует бортовая электроника, и им не страшен электромагнитный импульс ядерного взрыва. Добраться же до «Подмосковной» правительству в случае опасности можно на метро, ведь станция связана путями с депо «Сокол» московского метрополитена. Такой вот важный стратегический объект.
Станция «Подмосковная» является также и туристическим объектом, здесь регулярно  проводятся экскурсии, еженедельно по выходным с Рижского вокзала, от музея железнодорожной техники, отправляется ретропоезд на паровозной тяге, отвозящий на «Подмосковную» всех желающих познакомиться со станцией. Во время экскурсии можно ознакомиться с комплексом зданий станции, увидеть несколько паровозов и тепловозов, понаблюдать за разворотом паровоза на поворотном круге и заправкой паровоза водой.
Ну и несколько фотографий станции.

С пешеходного моста открывается отличный вид на депо.




Старая фотография водонапорной башни.



Среди обычных тепловозов на станции стоят старые паровозы, в основном так называемые Эрки и Лебедянки. Правая Лебедянка стоит без движения - у нее треснул котел, ее, бедолагу, уже стали постепенно разбирать.



На станцию согнали и старые плацкартные вагоны.



Этот ополовиненый старый столб - бывшая колонка для воды, позже переоборудованная в мазутную.



А это уже действующая гидравлическая колонка на основе колонки 1930-х годов. Во время экскурсий из нее заправляют водой ретропаровоз. Если присмотреться, то внизу ее можно увидеть небольшой металлический ящик, это печка, которой отапливают колонку зимой, чтобы предотвратить ее замерзание, дым из печки выходит через отверстия вверху черного основания колонки.



Старый мазутный колодец. Судя по пятну вокруг него, он действует. Вообще мазутом пропитан каждый сантиметр этого депо, будьте осторожны, прогуливаясь в дорогой обуви.



Нивелировочная точка показывает, какой уровень почвы был тут до того, как построили депо.

 

На пути к веерному депо. Слева - дом для отдыха локомотивных бригад.

 

Вот она - красотища! Поворотный круг.



Фото депо первой половины XX века.



Если хотите посмотреть, как происходит поворот паровоза на круге, смотрите видео. Зрелище впечатляющее!



Ну и наконец, паровозы. Первой стоит Эрка.



Детали.

 

Еще.

 

За Эркой стоит Лебедянка.



Она же на советских марках.



"Убитая" Лебедянка.
 
Трофейный "кригслокомотив" ТЭ-5415, построенный в 1943 году в Герамании. Фото снято весной 2004 года.


 
Старое фото пассажирского вокзала станции.



Сегодня он выглядит более чем печально. Это, пожалуй, самое сильно пострадавшее здание "Подмосковной".