Статьи и отчёты

 
Московская Русь издревле была связана с далекой Святой Горой Афонской особыми духовными отношениями. В старой Москве было два подворья русского афонского монастыря святого Пантелеймона (Россикона), а во многих городских обителях и церквях хранились списки с чудотворных богородичных икон Афона – «Скоропослушницы», Иверской, «Троеручицы», «Отрады», «Достойно Есть» и «Утешения».
 
Монашеские традиции Святой Горы во многом были образцом для подражания при устройстве иноческих обителей на Руси. После завоевания Византии турками афонские монахи, приходившие в Москву, получали здесь радушный прием и щедрые пожертвования на содержание монастырей Афона.
 
 
 
Арсен Мелитонян
 
Я начинаю знакомить читателей с обликом Москвы рубежа прошлого и нашего столетий, запечатленным старыми открытками -  истинными документалистами эпохи. Буду стремиться передать образ древней столицы, не подверженный еще чудовищным искажениям. Надеюсь, удивительное искусство фотографии поможет и нам вдохнуть сам воздух Первопрестольной. По традиции, сложившейся в среде коллекционеров, выражение «старая Москва» употребляется, если речь идет о почтовых карточках, издававшихся до октября 1917 года, включая, правда, и открытки, посвященные событиям революционного месяца. Я не ставлю своей целью исчерпывающе рассказать об истории или культуре Москвы конца XIX - начала ХХ века (равно как и более раннего времени), не пытаюсь со всей скрупулезностью описать существующие и утраченные памятники. Этот очерк предполагает лишь обзор былой жизни Москвы с помощью малой части такого ценнейшего (и вместе с тем совершенно не изученного в качестве самостоятельной области искусства) материала, как почтовые фотооткрытки, выходящие в России с 1895 года.
 
Итак, в путь!
 
 
 
Марина Флеровская
 
Как известно, конец XVII - начало XVIII века ознаменовались крупными переменами в жизни государства Российского. После "Великого посольства" (1697-1698 годы) усиливалось его общение и крепли связи с западноевропейскими странами, в некоторых из них учреждались русские миссии, а значит, нужны были люди, владеющие иностранными языками. Иностранцы, состоявшие на службе при Посольском приказе, занимались с небольшими группами русских юношей. Этот же приказ направлял россиян за границу для изучения языков и совершенствования в них, что требовало огромных затрат.
 
Знать также стремилась обучать языкам своих детей. В родовитые семьи приглашали иностранцев, что крайне де нравилось Петру I, который писал: "Еще же многи желают детей своих учити свободных наук и отдают зде оные иноземцом; иные же и в своих домах держат будто учителей иноземцов же, которые словянского языка нашего не знают право (правильно. - М. Ф.) говорити, к сему же еще иных вер и при учении том малым детям вред, а речи своей от неискусства повреждение".
 
В начале XVIII века было решено при Посольском приказе создать так называемую "немецкую школу", в которой бы русских юношей для нужд государственной службы обучали "розным европейским языкам".
 
 

Московский модерн - 3

 
 
Продолжаем наслаждаться прекрасными памятниками эпохи модерна. В этот раз наш маршрут начинается в окрестностях храма Христа Спасителя, Волхонки и Знаменки и через Старый Арбат с его многочисленными переулками приведет нас к Смоленской площади на Садовом кольце. Мы увидим доходные дома, особняки и гостиницы, не только прошлого века, но и современные, которые продемонстрируют нам модерн во всей его многоликости и красе, в сочетании с самыми разными архитектурными направлениями: неоклассикой, неогреческим, неорусским стилем и рококо. Нас ждут встречи с диковинными сказочными и былинными персонажами, обитателями подводного царства, русалками и водяными, с филинами, павлинами и жар-птицами, львами и грифонами, с писаными красавицами и красавцами, от которых взгляд не оторвать… И, конечно же, все это будет происходить среди живописного буйства зелени, растений и прекрасных цветов, а кое-где нам попадутся и россыпи спелых фруктов. 
 
Photo by Сергеева Ольга / solga81.photosight.ru
  
Москва всегда славилась своими садами, парками, скверами и зелеными бульварами, занимающими треть ее территории. Созданию их издревле покровительствовали русские цари, а после – городское самоуправление. Они служили местом отдыха  для целых поколений москвичей, и их тенистые аллеи и тропинки помнят многих знаменитых посетителей.
 
Первые сады в Москве и ее окрестностях, как и в Европе, появились в начале XIV века при монастырских хозяйствах. Одним из лучших считался сад, разбитый митрополитом Газы Иерусалимской, греком по происхождению, Паисием Лигаридом на Спасо-Семеновом подворье, располагавшемся у Никольких ворот в Кремле. Известны были также Новоспасский, Донской монастырские сады и Кудринский патриарший сад за Москвой, ведший начало от времен Всероссийских патриархов, владельцев села Кудрина. 
 
 
В XIV веке на месте современного Покровского-Стрешнева располагалась деревня Подъёлки, название которой указывает на характер окружавшей ее лесной местности. Подъёлки и соседние Коробово (будущее Тушино), Иваньково, Братцево, Спас и Петрово входили в состав вотчины, пожалованной в 1332 году Иваном Калитой боярину Родиону Несторовичу за присоединение к московскому ведомству новгородской части Волока Ламского (Волоколамска). Впоследствии пожалованные князем сходненские наделы перешли во владение сначала сыну Родиона Несторовича - Ивану Родионовичу Квашне (Квашня – прозвище, данное за рыхлость тела), - а затем внуку - Василию Ивановичу Квашнину, прозванному за его внушительные объемы Тушей, родоначальнику боярского рода Тушиных.
 
Тушины не смогли удержать в своих руках родовое имение, и к 1584-1585 годам оно было распродано. Опустевшая и заброшенная к тому времени деревня Подъёлки была приобретена дьяком Елизаром Ивановичем Благово, видным посольским деятелем, выполнявшим ответственные дипломатические поручения московских государей. 
 
 

Московский модерн - 2

 
 
Возобновляем наше знакомство с московскими архитектурными памятниками прекрасной эпохи модерна. Если первая наша прогулка проходила по Остоженке, Пречистенке, их переулкам и закончилась на Гоголевском бульваре, то в этот раз наш маршрут пролегает в лабиринте переулков между Новым Арбатом и Никитскими улицами, начинаясь у площади Арбатских ворот и заканчиваясь на Садовом кольце. Сегодня на пути нам встретятся как знаменитые шедевры известных архитекторов, являющиеся своего рода визитными карточками столичного модерна, так и малоизвестные доходные дома, спрятанные в арбатских двориках, и также оформленные в традициях этого изящного и живописного стиля. Нам предстоит общение со златокудрыми красавицами, неведомыми духами и демонами и самыми разнообразными представителями фауны, а также любование превосходными по своей красоте цветами и растениями, без которых модерн просто немыслим. 
 
 
 
 
Усадьба Влахернское-Кузьминки уже знакома пешеградцам, ведь мы публиковали о ней экскурсионную статью пару лет назад. Сегодня же нам предстоит вернуться в прошлое почти на 200 лет назад и увидеть Влахернское глазами известного пейзажиста Иоганна-Непомука Рауха, выполнившего целую серию гравюр с видами усадьбы.
 
Расцвет усадьбы Кузьминки пришелся на период владения ею князя Сергея Михайловича Голицына (годы жизни 1774-1859). Именно при С.М. Голицыне в имении был проведен основной объем строительных работ под руководством архитектора Д.И. Жилярди. Московская публика, облюбовавшая обновленную и благоустроенную князем усадьбу для гуляний, именовала Кузьминки «Московским Павловском» и «Русским Версалем князей Голицыных». Ежегодно 2 июля, в день чествования Влахернской иконы Божьей Матери, здесь устраивались народные гуляния, носившие характер неофициального московского праздника.
 
узнать больше...
 
 
Старинная дворянская усадьба Студенец расположена на левом берегу Москвы-реки, в Пресненском районе столицы, на территории парка культуры и отдыха «Красная Пресня». Официальный адрес усадьбы: Мантулинская улица, владение 5.
 
Усадьба Студенец, основанная при старинной Звенигородской дороге, близ урочища «Три Горы», относится к одним из самых ранних московских усадеб и является уникальным в своем роде садово-парковым комплексом Петровского времени.
 
История ее берет начало в XIV веке. Считается, что название «Студенец» родилось от студеного родника, ручья, протекавшего через эту местность и впоследствии наполнившего своими чистейшими водами изумительные по красоте искусственные каналы и пруды парка. В XIV веке село Выпряжково на Студенце, являвшееся прародителем современной усадьбы, принадлежало серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму – герою Куликовской битвы, двоюродному брату Дмитрия Донского и внуку Ивана Калиты. После кончины князя вдова его, княгиня Елена Ольгедовна, в 1431 году передала владение митрополиту Фотию. Тот же, в свою очередь, передал его основанному в 1430 году Новинскому Введенскому монастырю. Здесь, на ручье Студенец, были обустроены патриаршьи пруды. Монастырь владел землей до первой четверти XVII века, после этого она постепенно начала переходить в удельную собственность русских царей и князей и использовалась под нужны дворцового хозяйства.
 
В конце XVII века земли села Выпряжково были пожалованы Петром I его ближайшему сподвижнику – князю Матвею Петровичу Гагарину, который устроил на них свой загородный двор.
 
 
 
Модерн – художественный стиль, расцвет и угасание которого произошли в течение очень короткого периода времени: за какие-то 20-25 лет весь мир успел влюбиться в него, вознести на вершину художественного Олимпа и разочароваться, отравившись на поиски новых идей. Ар-нуво, югендштиль, тиффани – все эти имена дали модерну в разных странах мира, которым он подарил невероятные про красоте и выразительности памятники архитектуры. И Москва здесь, разумеется, не стала исключением.
 
Вторая половина XIX – начало XX века стали для Москвы и для всей России непростым временем. Последний классический стиль в искусстве, модерн, с его текучими формами, растительными орнаментами и плавной живописностью вряд ли бы прижился в молодом социалистическом государстве, прямолинейным и минималистичным «зеркалом» которого впоследствии стал конструктивизм. Однако короткую эпоху расцвета модерна можно по праву считать очень продуктивным двадцатилетием, хотя она и была довольно резко прервана. К счастью, несмотря на строительство коммунизма и воцарение новых порядков, шедевры модерна на улицах Москвы сохранились: многие из них в превосходном состоянии дошли до наших дней, и мы имеем возможность прикоснуться к прекрасному, просто прогуливаясь по улицам города.