Иверская община сестер милосердия на Большой Полянке

Храм Иверской иконы Божией Матери при Иверской общине сестер милосердия.
 
В конце XIX – начале XX века в Москве, в Замоскворечье, были основаны две обители Милосердия: Иверская община на улице Большая Полянка (в 1896 году) и Покровская Марфо-Мариинская обитель Труда и Милосердия на Большой Ордынке (в 1907 году).
 
Если о Марфо-Мариинской обители написано уже немало, то об Иверской общине литературы почти нет. Известно, что Община состояла при Иверском Комитете Российского Красного Креста (РОКК), председателем которого был великий князь Сергей Александрович, а после гибели его в 1905 году пожизненным председателем Комитета стала его вдова – великая княгиня Елизавета Федоровна.
 
Иверский Комитет приобрел под новую обитель ряд дворов по Большой Полянке. Были построены больница, поликлиника, аптека и общежитие для сестер, выходящее окнами на тихую и уютную замоскворецкую улочку Малую Якиманку. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, сооруженный на средства жительницы Замоскворечья E.С. Ляминой, был заложен 15 октября 1896 года и освящен 19 августа 1901 года.
 
Управление хозяйством Иверской общины было вверено Попечительскому совету, который в течение ряда лет возглавляла жена генерал-лейтенанта Елизавета Павловна Иванова-Луцевина. Священником Общины первые годы был отец Константин Зверев, а с 1907 года – отец Сергий Махаев. Впоследствии главными попечительницами Общины были О.Г. Якунчикова, после нее О.М. Веселкина и затем О.М. Михайлова.
 
С самого основания Иверская община на Большой Полянке пользовалась поддержкой и покровительством вдовствующей императрицы Марии Федоровны, как называли ее москвичи – "царицы-матери", которая не раз навещала обитель.
 
Храм в честь Иверской иконы Божией Матери был построен по проекту архитектора Сергея Константиновича Родионова – в русско-византийском стиле. Кирпичный, обильно украшенный белокаменными деталями. Иконостас – из белого мрамора; в алтаре на стене виднелся образ Богоматери, как бы парящий над всеми в недосягаемой высоте. Оригинальная небольшая звонница над проездными воротами во дворе обители напоминала теремное крыльцо.
 
По рассказам очевидцев, под храмом и всей территорией обители имеются обширные подвалы. В 1918 году, во время московских белогвардейских мятежей, здесь прятали оружие, а в годы Великой Отечественной войны было бомбоубежище.
 
"Иверская община сестер миловердия в Москве на Большой Полянке". Художник Лидия Головкова. 1992 год..
 
Иверская община на Большой Полянке просуществовала всего около двух десятков лет, но сколько людей спасла она, поставила на ноги за эти годы!
 
Начиналось все с малого. В 1902 году в клинике Общины было всего 16 коек в общей палате и одна палата отдельная. Но к 1913 году одно только хирургическое отделение Общины имело 44 койки в общих палатах и несколько отдельных палат. Терапевтическое отделение состояло из восьми коек. Плата была очень высока: 75 рублей в месяц за место в общей и 150 рублей – в отдельной палате. Но имелись и бесплатные койки для бедных. Бесплатной до 1907 года была амбулаторная лечебница. Но с 1907 года в лечебнице для приходящих больных стала взиматься "плата за совет" в размере 10 копеек. При амбулатории имелась аптека с "вольной продажей" лекарств. Бедным людям лекарства отпускались бесплатно.
 
Хирург Иверской общины А.Н. Кулаков во время операции. Винница. Фотография 1915 года.
 
В 1913 году Иверская община состояла из 50 "крестовых" сестер, то есть сестер, принявших некоторые иноческие обеты (главным образом обеты безбрачия и целомудрия), носивших на широкой зеленой ленте (по примеру первых в России сестер милосердия) – крест на груди, на одной стороне которого был изображен лик Пресвятой Богородицы, на другой стояла надпись "СЕРДОБОЛИЕ". Кроме "крестовых" сестер в том же 1913 году в Общине было еще и двадцать испытуемых.
 
Священник, врач и сестры Иверской общины на фронте..
 
Настоятельницы обители несколько раз менялись. Долее всех настоятельствовала Варвара Георгиевна Терпигорева. Но после 1912 года ее сменила Надежда Александровна Пушкина, а незадолго до революции настоятельницей обители стала Елизавета Карловна Авеллан, Неизменным во все годы существования Общины был лишь главный врач ее – хирург, профессор Иван Павлович Алексинский.
 
В 1904 году в Иверской общине были открыты для сестер обители обязательные бесплатные фельдшерские курсы. Сестры милосердия всегда отличались невероятной даже для того времени опрятностью в одежде. Каждая община шила платья определенного цвета и покроя. У сестер Иверской общины платья были темного, почти черного цвета, но украшали их отутюженные и открахмаленные длинные белые передники с нашитыми на груди красными крестами. Белоснежные платочки подвязывались под подбородком бантом. 
 
Врачи и сестры Иверской общины во время краткого отдыха.
 
Небезынтересно было бы, наверное, знать, что все врачи того времени, кончившие курс обучения и давшие клятву Гиппократа, обязаны были носить знак принадлежности к своему званию, чтобы в случае надобности каждый мог обратиться за помощью. (В нашей семье долгое время хранилась кожаная фуражка моего деда А.Н. Кулакова, ҳирурга Иверской общины, с красивым фарфоровым значком на околыше.) Еще один значок полагалось носить на лацкане пиджака или пальто, смотря по сезону. Значки были двух видов: один представлял собой просто красный крестик на белом фоне; на значках другого типа была изображена чаша с обвившей ее змеей, и все это было заключено в изящный венок из трав и листьев.
 
На театре военных действий Первой мировой войны. Сестра иверской общины Анастасия Турлевич (в центре), хирург общины Алексей Николаевич Кулаков (слева), заведующий терапевтическим отделением Авксентий Христофорович Бабасинов и хирург Андрей Андреевич Андреев (справа). Рядом с врачами - санитар из местных жителей. Винница. Фотография 1915 года.
 
Во время русско-японской войны в 1904 году в обители был размещен лазарет и находился пункт по сбору медикаментов, подарков и денег для отправки на фронт. С началом первой мировой войны в 1914 году в "Иверской" формируются добровольческие бригады, состоящие из священников, врачей и сестер милосердия. Бригады выезжают к театру военных действий – на Западную Украину, в Бессарабию. Под Львовом, в Виннице, под Жмеринкой разворачивают они свои полевые и стационарные госпитали. Хирург Иверской общины А.Н. Кулаков вспоминал: "Удержать нас было невозможно, особенно молодежь. Мы буквально рвались на фронт, преисполненные горячими патриотическими чувствами".
 
Иверскую обитель новые власти закрыли еще в 1918 году – сразу после неудавшегося мятежа московских белых офицеров, один из которых, лежавший тогда на излечении в госпитале Иверской, принимал участие в заговоре. Служба в храме некоторое время еще продолжалась, Потом и его закрыли. В зданиях бывшей Иверской общины, сильно обветшавших, ни разу не ремонтировавшихся, с 1930-х по 2000-е годы размещалась детская травматологическая больница имени Тимирязева, с 2003 года на базе нее создан НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, на куполе храма вновь был воздвигнут золоченый крест. После этого храм долгих четыре года реставрировался.
 
В 1992 году храм Иверской иконы Божией Матери был  возвращен Московской Патриархии. Его настоятелем был назначен отец Валерий Суслин, который вместе со своим приходом занялся возрождением православной жизни в бывшей обители, ставшей пристанищем больных детей. Сегодня храм является домовым храмом при НИИ детской хирургии.
 
 
Лидия Головкова
(статья опубликована с незначительными правками)