Крылатские холмы и Живописный мост

Вид на Живописный мост и Крылатские холмы.
 
Крылатские холмы — уникальное место в Москве. Они прославились и своей историей, и природой, и архитектурными шедеврами, и спортивными объектами. Отсюда в часы рассвета открывается лучший вид на Москва-сити и окружающие столичные просторы. С этой потрясающей картиной может поспорить разве что вид со смотровой площадки Воробьевых гор. В туманной дымке просматривается и местная церковная жемчужина — стоящий на одном из холмов храм Рождества Богородицы. Ну а чуть дальше него, в перспективе, виднеется современное архитектурное чудо —  красная арка Живописного моста через Москву-реку с подвешенной в ней черной бусиной, похожей на пойманную в паутину летающую тарелку. По этим местам нам сегодня и предстоит прогуляться, чтобы насладиться шикарными видами, соприкоснуться с природой и познакомиться с местными легендами и историей. 
 
 
Исключительна, в первую очередь, природа ландшафтного заказника «Крылатские холмы». Эта охраняемая природная территория является частью природно-исторического парка «Москворецкий» — самого большого природно-исторического парка нашего города с территорией 3660 гектаров. Помимо Крылатских холмов в состав Москворецкого парка включены Щукинский полуостров, Серебряный Бор, Серебряноборское лесничество, Строгинская пойма, Кировская пойма, Филевский парк и Мневниковская пойма.
 
Ландшафтный заказник «Крылатские холмы» имеет площадь около 175 гектаров, его максимальная высота — 60 метров. Он расположен на северо-западном выступе Теплостанской возвышенности на берегу реки Москвы. На территории заказника располагается три крупных оврага: Татаровский — на севере, Каменная Клетва — на юге и между ними — Каменные заразы. Уже в одних названиях чувствуется буйство и непослушание природы, которая, что бы с ней человек ни делал, всегда возьмет свое. Впрочем, ничего страшного в этих названиях нет. Просто они очень древние, а потому непривычные. Словом «зараза», например, в далеком прошлом называли крутой склон, покрытый зарослями.
 
При этом природа щедра, и в оврагах со столь страшными названиями текут ручьи и бьют чистейшие родники, один из которых даже считается чудотворным, помогающим при головной боли, гипертонии и даже психических заболеваниях. 
 
Схема ландшафтного заказника "Крылатские холмы".
 
Татаровский овраг (а также Татарский или Верхнетатаровский) получил свое название в честь находившейся поблизости деревни Татарово. Он же носит название Сухой ручей, потому что вода в его ручье появляется лишь во время сильных дождей. В различных источниках нередко ошибочно называют Таторовским овраг Каменная Клетва. Эта ошибка закралась в литературу еще в 1987 году — с решения Моссовета «Об отнесении ряда природных объектов г. Москвы к государственным памятникам природы», в котором было использовано неверное наименование объекта. Между тем, по сведениям «Аннотированного списка названий рек, ручьев и оврагов Москвы» Ю. А. Насимовича, Татаровским оврагом является именно узкий, длинный овраг на севере Крылатских холмов.
 
Каменная клетва же, также известная как Крылатский овраг, проходит южнее — вблизи бывшего села Крылатское, от которого осталось только здание церкви, заросшая улица и случайные остатки огородов. Происхождение названия «Каменная Клетва» неизвестно. Вероятно, «клетва» — это искаженное «клетка». Однако совершенно не ясно, о какой клетке идет речь, каков контекст. В овраге расположено три родника: уже упоминавшийся выше чудодейственный родник — Рудненской Божией Матери, он считается святым источником, собственно родник Каменная Клетва и так называемый Маленький родник. Также в овраге течет самый крупный ручей — Крылатский, в стародавние времена его именовали речкой Меленкой.
 
Название целительного родника связано с христианской святыней — иконой Рудненской Божией Матери. Якобы двести лет назад на этом месте была найдена Рудненская (от слова «рудник» — так в древности называли святые источники) икона Божией Матери. Предание рассказывает, что крестьяне села Крылатское, идя на сенокос, в траве у родника увидели один из списков знаменитой Рудненской иконы Богоматери. Образ подобрали и поместили в специально построенной для него на роднике часовне. Также сделали еще один список иконы Божией Матери и отдали его в находившийся здесь же поблизости храм Рождества Богородицы. 
 
Существует легенда об обнаруженном на роднике образе Рудненской иконы. В 1936 г., когда происходило массовое закрытие московских храмов, разграбление и надругательство над христианскими святынями, перестали действовать и местные храм и часовня. Список Рудненской иконы из часовни был расколот и сожжен одной из жительниц села, ставшей убежденной и воинствующей атеисткой. Иконы из храма в Крылатском также были подвергнуты поруганию и сожжению на площади перед церковью. Лишь несколько из них разобрали благочестивые прихожане по своим домам и тем самым спасли от гибели. Упомянутая воинствующая атеистка и некоторые другие жительницы, помрачённые духом, из доставшихся им в результате разграбления церкви священных облачений сшили себе юбки и ходили в них по селу. За богохульство женщину, сжегшую икону Рудненской Божией Матери, впоследствии настигла расплата. Ее жизнь окончилась весьма трагично. Во время Великой Отечественной войны произошел налет немецкой авиации на завод за Москвой-рекой. Одна из сброшенных бомб случайно попала в село Крылатское, именно в дом к этой женщине, где она находилась с дочерью. Обе от взрыва погибли. Больше же в селе от налетов авиации никто не пострадал. Такова была кара Господня за поругание святого богородичного образа.
 
Третий овраг Крыластких холмов — «Каменные Заразы» — имеет несколько альтернативных названий: Кладбищенский, Попов овраг и Поповский овраг. Их происхождение вполне логично, ведь на склонах оврага располагался погост и стоял храм, в котором, как нетрудно догадаться, служили попы. В овраге «Каменные заразы» протекает малая река, правый приток Москвы-реки.
 
Фауна зеленых лугов Крылатских холмов разнообразна. Здесь проживают кроты, хорьки, зайцы и ласки. Летают жаворонки, трясогузки и коростели. По ночам ухает ушастая сова, благодаря своим треугольным торчащим ушам больше напоминающая не сову, а летающую кошку. Вот только мяукать она не обучена. Попадаются редкие виды шмелей — но это для особых ценителей. Любители мистики утверждают, что есть здесь и русалки. Но на глаза они пока никому ни разу не попадались.
 
На Крылатских холмах чистый свежий воздух и прекрасная природа. По ним хорошо побродить, подышать, помечтать. Полюбоваться видами современной Москвы. Ну и святой воды испить, вдруг у нее и вправду чудодейственные свойства...
 
Панорама Москвы с Крылатских холмов на рассвете.
 
Это покажется невероятным, но часть ландшафта Крылатских холмов искусственного происхождения. Высокие горки некоторых холмов насыпали в процессе подготовки к Олимпиаде-80 в качестве зеленого гарнира к велотреку.
 
Впрочем, происхождение местного рельефа сегодня вызывает массу споров. Одни — в основном люди, заинтересованные в активном строительстве жилой недвижимости на холмах, — называют их «горой строительного мусора» и пытаются снизить значимость заказника как уникального природного объекта. Другие вовсе опровергают сам факт рукотворности. Одно можно сказать точно: ручьи и овраги существовали здесь издавна. Но вот то, насколько склоны этих оврагов были высоки изначально и сколь значительно было воздействие человека на ландшафт при сооружении спортивных объектов, уже сложно определить точно. Как бы там ни было, современная московская экология не настолько хороша, чтобы разбрасываться такими подарками судьбы, будь они природного или антропогенного происхождения.
 
Вид на Москва-сити с Крылатских холмов.
 
Интересны археологические памятники местности: селище XVII века, некрополь XV века (сохранилось восемнадцать надгробий-валунов), Крылатский курганный могильник. Первое селище находится на западе от церкви, на том месте, где еще недавно доживало свои годы старое село, между кладбищенской улицей и велотреком. Оно датировано XVII столетием.
 
Второе селище расположено на возвышении между двумя оврагами — Каменными заразами и Каменной клетвой. Раньше здесь проходила улица Горка. Это селище датировано XVI веком.
 
В сорока метрах к западу от колокольни находится некрополь. Кладбище имеет размеры 100 × 75 метров. Оно присутствует на топографической карте Москвы и окрестностей 1852 года.
 
Последний же археологический памятник — Крылатский курганный могильник. Этот памятник впервые был описан после Великой Отечественной войны, в 1947 году. Находился могильник в 340 метрах юго-восточнее храма, чуть ниже оврага «Каменная клетва». К сожалению, он был частично разрушен, когда возводили лыжный спуск и подъемник. Грунт подняли на восемь метров. Наиболее точное место могильника указывает старый дуб у подножия холма.
 
Архитектурно-историческим памятником Крылатских холмов является церковь Рождества Богородицы в Крылатском. Сохранилось немало свидетельств об «изгибах и поворотах» ее судьбы. Историю храма логично разделить на два периода: XVI-XIX веков, когда он был еще деревянным, и с 1860-х годов, когда он приобрел нынешний облик. 
 
Церковь Рождества Богородицы в Крылатском.
 
Село Крылатское некогда входило в состав Московского уезда и было сплошь окружено лесами и полями. Оно стало одним из любимых мест Ивана Грозного, который, согласно исследованиям археолога Ивана Егоровича Забелина, и основал Крылатский храм. Церковь построили на возвышенности, она являлась центром прихода, включавшего в себя соседние деревни: Татарово, Мневники и Терехово. Приход с каждым годом становился все больше: судя по переписным книгам, в 1646 году приходских дворов было всего 18, в то время как в 1703 году их насчитывалось 87.
 
Количество жителей в округе неустанно росло, и тот факт, что в 1713 году церковь сгорела, отчасти был воспринят как знак о необходимости нового здания. Поскольку пожар случился ближе к зиме, для начала решили построить временную часовню. В 1714 же году жители возвели новую церковь, к которой спустя три года добавили придел во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. В таком виде церковь просуществовала до 1784 года, когда в ней снова случился пожар, после которого здание несколько лет восстанавливали.
 
Интересно, что в 1812 году, когда горела вся Москва и в том числе соседние с Крылатским деревни, храм устоял. Местному иерею Григорию Иванову удалось уберечь здание от пожара и сохранить практически целиком церковную утварь: ковчег со Святыми Дарами, напрестольное Евангелие, образа и священные одеяния. О дальнейшей судьбе деревянной церкви Рождества Богородицы можно узнать из клировых ведомостей 1830 и 1842 годов. Так, из них известно, как церковь выглядела в первой трети XIX века: «Зданием деревянная с таковою же колокольнею, крыта железом, крепка. Престол в ней один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Утварью достаточна». Количество прихожан выросло тогда в несколько раз — их стало 1240 человек.
 
В 1859 году, с принятием решения о необходимости строительства каменного храма, начинается новый период в жизни прихожан и священнослужителей. Однако прежде чем на фундаменте деревянной церкви возвели каменный храм, прошло почти 10 лет. С одной стороны, такой срок объясняется долгим сбором средств, с другой стороны — длительными поисками архитектора. Сперва в качестве автора проекта пригласили Василия Григорьевича Дрегалова, работавшего тогда в Дворцовом ведомстве. Его задумка заключалась в том, чтобы сохранить основную церковь из дерева и достроить каменные приделы, но жители отклонили эту идею, беспокоясь о прочности деревянного храма. В середине 1860-х другой архитектор, Рафаил Тобиевич Водо, представил проект новой каменной церкви. Она и была возведена в 1868 году. Храм получился ненамного вместительнее предыдущего. Особенность его архитектуры заключалась в сочетании вошедшего в моду псевдорусского стиля и классических элементов.
 
Колокольня, которая и сейчас является наиболее заметной частью храма, возводилась позднее. Ее достроил в 1877 году зодчий A. Н. Стратилатов.
 
В XX веке эту церковь и находившуюся ниже в овраге часовню постигла такая же участь, что и большинство других религиозных сооружений. Они были разграблены, в результате чего в 1936 году утрачены местные реликвии — оба списка иконы Рудненской Богоматери (церковный и часовенный). В 1940-е церковь окончательно закрыли, часовню разобрали, а колокольню уничтожили, так как она могла стать ориентиром для немецких самолетов. В 1970-е годы полуразрушенная церковь Рождества Богородицы оставалась единственным напоминанием о деревне Крылатское, уничтоженной для возведения нового района. И лишь в 1989 году здание вернули Русской православной церкви. Сейчас церковь отреставрирована и украшает своим видом живописные холмы.
 
В храм вернулся образ Рудненской Богоматери. Однако это не тот утраченный безвозвратно список, который был уничтожен в 1936 году, а еще одна копия. Она была написала на образцу церковного оригинала в начале XX века, сделано это было по заказу жительницы Крылатского — Параскевы Ивановны Мухиной, которая пожелала сделать образ Рудненской Богоматери своей домашней иконой. Параскева Ивановна скончалась до Великой Отечественной войны. Ее дочь Варвара сохранила домашнюю икону. В 1984 году, после смерти Варвары, икона перешла к её крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. В 1987 году образ отреставрировали, и в 1990 году владелица передала его в возрождающийся храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
 
Еще одним выдающимся архитектурным памятником Крылатских холмов, теперь уже современным, является Живописный мост. Его огромную красную арку, высящуюся вдалеке, невозможно не заметить, прогуливаясь по местным горкам.  
 
Живописный мост на рассвете.
 
До 2007 года попасть напрямую из Крылатского в Хорошево-Мневники можно было разве что вплавь. Теперь на стыке Москвы-реки и двух водных спрямлений стоит, а скорее, висит одно из самых удивительных сооружений мира — Живописный мост.
 
На рубеже XX и XXI веков перед московскими градостроителями встала задача присоединить к Новорижскому шоссе большую современную магистраль, заменив ею сеть труднопроходимых улиц. Направление Новой Риги бурно развивалось, поток машин из области упирался в МКАД и образовывал автомобильную пробку. Наиболее простым решением этой проблемы было бы взять линейку и провести на карте прямую линию от развязки до проспекта Жукова. Это казалось заманчивым, однако такой проект был невыполним. Для его реализации пришлось бы снести несколько кварталов и безобразно прорезать Серебряный Бор. И возникла альтернативная идея  — построить комбинацию из длинного туннеля и очень длинного моста. Если туннель был делом инженерного расчета, техники и точности выполнения работ, то мост еще предстояло выдумать. Как не задеть природоохранные зоны? Как не помешать судоходству? Очень трудно. Оптимальное решение нашел архитектор Николай Шумаков, а подтвердил технически — НПО «Мостовик». Идея заключалась в том, чтобы перебросить мост под очень острым углом к реке, почти параллельно берегам, подвести полотно дороги к основному пролету, который нужно подвесить на вантах. К чему? К высокой арке, конечно. И посмотрите, какую прекрасную конструкцию и с технической, и с эстетической точки зрения предложили авторы проекта! Идеальная ажурная парабола выращена из железобетонных оснований и выкрашена в красный цвет. Семьдесят два высокопрочных троса, забранные в красные пластиковые трубы, держат восьмиполосный пролет на высоте тридцать метров над уровнем воды. Чтобы мост не превращался в качели, установлены специальные масляные амортизаторы. Их заказывали в Германии, а ванты — во Франции.
 
Вид на Живописный мост с берега Москвы-реки.
 
Пустая красная дуга — это, конечно, красиво, но архитекторы решили пойти дальше и дополнительно украсить ее еще одной исключительной по виду деталью, придав мосту совершенно потрясающий, почти инопланетный вид. Под арку подняли смонтированную прямо на мосту тысячетонную стеклянную «чечевицу» — специальную капсулу. По первоначальному замыслу, в ней должен был расположиться ресторан. Затем концепция поменялась, и в капсуле планировали открыть ЗАГС. Однако впоследствии посчитали затею небезопасной и ограничились устройством там смотровой площадки, которая пока до конца не оборудована.
 
Живописный мост в Крылатском был открыт 27 декабря 2007 года. Он не самый длинный из висячих мостов и не самый высокий. Но согласитесь, вид у него впечатляющий! Он невероятно красив, современен и, что редкость для новых объектов, гармонично смотрится в окружающем природном и жилом пространстве. Теперь даже самая могучая пробка в туннеле и на выезде из него не может испортить водителям настроение, ведь любая остановка или замедление движения здесь — это повод в восторге затаить дыхание при виде этого чуда и сделать красивую фотографию на телефон.
 
 
Инна Петрова