Продолжаем изучать московские замки. С первой нашей прогулкой можно ознакомиться по этой ссылке.
Итак, первый объект на нашем маршруте – неоготичный доходный дом Э. Канфель по адресу Садовая-Триумфальная улица, дом 16, строение 1. Возведен в 1909 году по проекту архитектора Сергея Гончарова, потомка известной дворянской семьи Гончаровых. Сергей Гончаров приходился внучатым племянником Н.Н. Пушкиной (в девичестве Гончаровой) и являлся отцом знаменитой художницы-авангардистки Натальи Гончаровой. Сергей Гончаров был всерьез увлечен готикой, многие его работы были выполнены в этом стиле. Вот и этот многоэтажный дом на Садовой-Триумфальной он стилизовал под средневековую архитектуру. Ему это весьма неплохо удалось. Остроконечная башенка, высокие колонки, увенчанные необычными капителями, острая асимметрия фасадной композиции и подчеркнутая свобода ее компоновки, искусная прорисовка барельефа-медальона, изображающего какое-то мифическое животное, похожее на дракона, мастерски выполненные маскароны под крышей и фантазийные подзоры на башенке делают этот дом очень оригинальным. Даже несмотря на то, что вся нижняя часть здания фактически утрачена из-за чудовищной пристройки, сделанной в рамках тотальной реконструкции улицы в 1960-1970-х годах, дом все равно великолепен. Пожалуй, это одно из наиболее интересных творений Гончарова.
Здание перестраивалось в 1911 году архитектором В.Е. Дубовским. В чем состояла перестройка здания, история умалчивает.
Оружейный переулок, дом 43 (а фактически - Садовая-Каретная) – 8-этажный доходный дом А.В.Лобозева.
Построен в 1911-1912 годах архитектором Э.К.Нирнзее. Дом еще называют «Вторым домом Нирнзее», под первым подразумевается, видимо, дом в Большом Гнездниковском переулке – наиболее известное творение этого архитектора. И дом в Оружейном, и в Большом Гнездниковском считаются одними из первых небоскребов Москвы - «тучерезов», как их называли в начале XX века.
Дом А.В. Лобозева построен в стиле так называемого московского модерна. Его высокий силуэт, выделяющийся угловой многогранной башенкой с куполом, увенчанным стройным бельведером, а ранее - еще и острым шпилем, всего несколько лет назад был виден на значительном протяжении Садового кольца. Теперь же над ним возвышается массивный бетонный скелет донстроевского недостроя – незавершенный проект очередной стеклянной офисной громадины в неуместном здесь стиле нью-йорских небоскребов.
Тучерез Нирнзее рядом с ним просто жалкий, испуганный малыш, задавленный авторитетом большого брата. Ужасающее наследие эпохи Лужкова обещают-таки достроить году к 13-14, и дом Лобозева, похоже, совсем потеряется на фоне сомнительных достижений современной архитектуры. И очень жаль, если так случится. Ведь дом, построенный Нирнзее, действительно хорош. Его лепной декор, в котором использованы мотивы барокко и рококо, очень разнообразен: здесь и ленты, и рамки, и картуши, и пальмовые листья, и раковины, и светильники. Интересен сильно выступающий, криволинейный карниз дома, он обрисовывает контуры невысоких аттиков граненых эркеров и мощный аттик центрального фасада здания, с овальным фальш-окном по центру.
Обратите внимание, что дом Лобозева отклонен от вертикали, он как будто нависает над Садовым кольцом. Трудно сказать, почему он превратился в одну из «московских пизанских башен». Возможно, оседает или подмывается почва, может быть, сказывается бесконечное строительство, активно ведущееся вокруг этого здания, а может, и сам дом строился с нарушениями, ведь за домовладельцем Лобозевым когда-то числился грешок – один из своих домов он умудрился возвести, не получив разрешение на строительство (проект дома был признан сомнительным по надежности), - так что вполне могло случиться, что и с домом в Оружейном переулке слегка «напортачили».
Оружейный, дом 15. Монументальный замок-новодел. Построен в 1997 году. Пожалуй, это один из тех редких современных проектов, которые не нарушают целостность традиционного пейзажа центра столицы. Авторам удалось создать объемно сложное, эклектичное здание, ориентированное на существующую историческую застройку района и не только удачно вписывающееся в нее, но и задающее ей тон. Этот жилой дом стал одной из доминант Оружейного переулка и Садовой-Триумфальной улицы, наряду с доходным домом Лобозева и Канфеля. Другими словами, авторы, используя современные архитектурные средства, вернули этим окрестностям города определенный историзм и добавили стилевой целостности.
4-я Тверская-Ямская, дом 5. Доходный дом Е.М.Калиновской (1911, архитектор Э.К.Нирнзее). Хоть дом и не похож на замок, пройти мимо, не обратив на него внимание, невозможно. Шикарные майоликовые цветочные панно, украшающие его аттики, безусловно, притягивают взгляд. Этот доходный дом, построенный Э.К. Нирнзее для госпожи Калиновской, выполнен в стиле модерн и по праву считается одной из самых оригинальных построек Нирнзее. Фасад здания подчеркнуто несимметричен и украшен керамическим орнаментом в довольно редко встречающемся в Москве направлении модерна, который некоторые исследователи именуют «украинским» - рисунок декора воспроизводит мотивы художественного искусства Восточной Европы: живописные цветочные гирлянды, сказочные жар-птицы, необычные растения с удивительными плодами. Керамическое убранство фасада производства знаменитой мастерской Саввы Мамонтова в Абрамцево создавалось по рисункам художников Серебряного века: А. Васнецова, М. Врубеля, А. Головина, В. Поленова. Забавная история у огромных керамических наличников двух окон верхнего этажа. Созданные все там же в Абрамцево Александром Головиным, они экспонировались на Парижской выставке в 1900 году как… рамы для умывальных приборов, предназначенные для роскошных интерьеров той эпохи. А спустя десятилетие умывальные рамы оказались на фасаде дома Калиновской, теперь вместо огромных зеркал – окна, а вместо умывальников – подоконники. Остается только позавидовать фантазии и смекалке создателей и оформителей здания.
Жаль только, что дому не присвоили статуса памятника архитектуры, и он оказался незащищенным перед вандализмом невежественных владельцев и жильцов дома, которые не пощадили майоликовые панно и наличники, врезав в них подводку и кронштейны кондиционеров. Дикари!
4-ая Тверская-Ямская улица, дом 12. Дом построен также по проекту Э.К. Нирнзее, год постройки 1908. Очертания этого дома уже больше предыдущего напоминают замок. Особенно выделяется один из двух выступающих ризалитов здания, напоминающий собой крепостную башню. Дом несколько лет назад был старательно выкрашен желтой краской, и совершенно зря – старая кладка из красного кирпича выглядела бы куда колоритней.
Вокруг дома идет активная стройка, организованная НИИ им. Бурденко, гигантский корпус которого возвышается слева. Это безобразное и страшное чудовище уже поглотило на обед здание, располагавшееся между ним и домом №12 (его снесли, признав аварийным, для дальнейшей постройки дополнительного корпуса НИИ), похоже, угроза быть пожранными на ужин нависла и над остальными зданиями, находящими по соседству. Фильм ужасов, не иначе. Говорят, что в МАРХИ сумасшедший конкурс на поступление, и, видимо, его проходят только люди с железной волей и полной атрофией чувства прекрасного, другого объяснения деградации современной архитектуры найти сложно.
4-ая Тверская-Ямская улица, дом 26/8. Крупный доходный дом на пересечении улиц Чаянова и 4-й Тверской-Ямской построен в 1914 г. по проекту архитектора Н.Л. Шевякова строительным обществом «Домохозяин». Над входами в здание можно заметить вензеля общества – буквы О и Д.
Появившиеся в России до революции общества квартировладельцев были своеобразным аналогом современных кредитных учреждений, членство в них позволяло приобрести жилье на льготных условиях, с возможностью получить рассрочку платежа на 10-20 лет. Общества за счет членских взносов и банковских кредитов покупали уже построенные здания или самостоятельно возводили дома для своих участников. К 1914 г. в Москве существовало более десятка подобных обществ, позволявшим людям среднего достатка решить жилищный вопрос. Одной из таких организаций и являлось строительное общество «Домохозяин». А возведенный им дом на пересечении Чаянова и 4-ой Тверской-Ямской стал одним из крупнейших жилых комплексов, построенных перед революцией.
2-ая Тверская-Ямская улица, дом 52. Подворье Валаамского Преображенского монастыря в Москве. Настоящая крепость монахов!
Землю для подворья пожертвовал в конце XIX века московский гражданин, коммерсант и крупный благотворитель С.С. Прусаковым в знак памяти о чудесном исцелении его жены во время паломничества на Валаам. Здание подворья с храмом Сергия и Германа Валаамских на верхнем этаже построено в 1900-1904 годах по проекту А.Н. Роопа. Этот великолепный ансамбль выполнен в русско-византийском стиле. Над парадным входом, обрамленном киотами, возвышается звонница, а с улицы хорошо виден купол храма, расположенного в центре здания. Внутренние помещения здания были облицованы привезенным с Валаама гранитом, а внешние стены подворья украшают колонны из валаамского мрамора – все это для того, чтобы паломники могли прикоснуться к частицам священного острова Валаам.
После 1917 года этим мощным стенам пришлось противостоять силе большевистского погрома. Храм буквально разорили, святыни, ценности и утварь были вывезены, колокольня на углу здания разрушена, храм закрыт, подворье упразднено. Его помещения сначала использовались под жилые площади – здесь находилось общежитие беспризорных женщин, во время Великой Отечественной в стенах бывшего подворья разместился военный госпиталь, позже – поликлиника.
В 1993 году подворье было возвращено верующим. Его здание к тому времени уже находилось в аварийном состоянии. После проведения реставрационных работ в подворье был вновь освящен верхний храм и часовня на первом этаже. Любопытно, что при восстановительных работах подворья росписи святых, находящиеся на лестнице, ведущей к верхнему храму, были отреставрированы на средства, пожертвованные Б.Н. Ельциным, пользовавшимся в бытность свою первым секретарем горкома Москвы услугами находившейся здесь поликлиники, которая оказалась ближайшей к его дому.
Улица Бутырский Вал, дом 8/3, строение 1. Белостенный Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы.
В середине XIX века у Тверской заставы, на участке земли на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы, принадлежавшем купцу Рахманову, была организована старообрядческая община, во владении которой было два храма: домовая моленная и небольшая деревянная часовня. По заказу И.К. Рахманова в 1908 году архитектором И.Г. Кондратенко разработан проект нового храма в стиле белокаменной владимирской архитектуры и начал его строительство на месте деревянной часовни. Однако по неизвестным причинам стройка была приостановлена, и к вопросу сооружения нового храма снова вернулись лишь спустя 6 лет. В 1914 году для продолжения строительства был привлечен другой архитектор - А. М. Гуржиенко, который возобновил постройку храма на возведенном подклете, но уже по своему проекту, в стиле раннего новгородского зодчества. Возведение храма финансировалось средствами московских купцов и промышленников, старообрядцев П.В. Иванова и А.Е. Русакова. Ко времени Октябрьской революции здание было уже почти закончено, на колокольню даже были подняты колокола, но работы по отделке храма очень сильно затянулись, и храм был освящен лишь в 1921 году. Кстати, для тех лет это было из ряда вон выходящее событие, ведь повсеместно церкви разграблялись и разрушались, а тут вдруг – освящение нового храма.
Храм вышел настоящим красавцем. Его золоченый купол и белокаменные стены, подобно жемчужине в драгоценной оправе, сияли, украшая своим светом одну из главных площадей столицы. Одноглавый, кубического типа, бесстолпный, с тремя апсидами и шатровой колокольней, храм больше всего напоминает историческую новгородскую церковь Спаса на Нередице XII века. Колокольня с крутоскатной кровлей возвышается на отступе от храма как сторожевая башня, она словно одинокий богатырь, вышедший в дозор и чутко несущий свою службу.
После освящения храм действовал лишь 14 лет, в 1935 году он был закрыт, обезглавлен и отдан под нужды местной противовоздушной обороны - в нем устроили склад. После Великой Отечественной здание храма было передано в ведение художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича. Одно время в стенах храма располагалась мастерская скульптора С.М. Орлова, трудившегося в ней над созданием памятника Юрию Долгорукому, водруженному позже на Тверской площади. Лишь 1993 году храм был передан Русской православной старообрядческой церкви, в нем были возобновлены богослужения.
Несколько лет назад площадь Тверской заставы подверглась тотальной перестройке, и над храмом Николы Чудотворца нависли громады офисных зданий бизнес-центра «Белая Площадь». Белокаменный храм рядом с ними выглядит как айсберг, готовый встретить сразу три надвигающихся на него Титаника. Угадайте, кому от этой встречи не поздоровится?
Ленинградский проспект, дом 1. Здесь, у монументального замка эпохи правления Сталина, завершается наша пешая прогулка. Этот П-образный двухуровневый дом-замок, усиленный зубчатыми башнями, построен в конце 1930-х и перестроен в 1953 году. Работали над проектом архитекторы М.А. Готлиб и А.Д. Хилькович. Этот дом, похожий на неприступную крепость, – один из ярких образцов вычурного и помпезного «сталинского ампира». Это ведомственный дом Министерства путей сообщения, жить в таком в советское время считалось престижным, да и сейчас, пожалуй, такие жилые комплексы относят к элитной недвижимости. Все бы хорошо, если бы дом не находился в непосредственной близости от Белорусского вокзала со всеми его вытекающими, уж не знаю, способны ли эти толстые стены защитить своих обитателей от бесконечного шума и многолюдных толп приезжих. Находился бы этот великолепный замок в месте более спокойном и тихом, думаю, мало кто отказал бы себе в удовольствии поселиться в нем.
За сим прощаемся. До новых встреч на пешеходных экскурсиях по Москве!
Инна Петрова