Мосты и набережные близ Кремля

 
Арсен Мелитонян
 
Я начинаю знакомить читателей с обликом Москвы рубежа прошлого и нашего столетий, запечатленным старыми открытками -  истинными документалистами эпохи. Буду стремиться передать образ древней столицы, не подверженный еще чудовищным искажениям. Надеюсь, удивительное искусство фотографии поможет и нам вдохнуть сам воздух Первопрестольной. По традиции, сложившейся в среде коллекционеров, выражение «старая Москва» употребляется, если речь идет о почтовых карточках, издававшихся до октября 1917 года, включая, правда, и открытки, посвященные событиям революционного месяца. Я не ставлю своей целью исчерпывающе рассказать об истории или культуре Москвы конца XIX - начала ХХ века (равно как и более раннего времени), не пытаюсь со всей скрупулезностью описать существующие и утраченные памятники. Этот очерк предполагает лишь обзор былой жизни Москвы с помощью малой части такого ценнейшего (и вместе с тем совершенно не изученного в качестве самостоятельной области искусства) материала, как почтовые фотооткрытки, выходящие в России с 1895 года.
 
Итак, в путь!
 
 
 
 
Начав прогулку от улицы Ленивки, пройдем левым берегом Москвы-реки мимо величественного Кремля по одетой в камень набережной. Известно, что лишь в 1770-1771 годах она была обшита бревнами и украшена по проекту В.И. Баженова. Устройство Кремлевской набережной, длина которой составила 650 метров, было возобновлено после высочайшего указа от 7 августа 1795 года об облицовке берега Москвы-реки диким камнем. Тогда же «экспедиция кремлевских строений» начала работы согласно проекту, выполненному М.Ф. Казаковым. Набережная была выровнена, подсыпана землей и укреплена каменными стенками. На ней сделали сквозной проезд, вдоль которого высадили деревья. В 1799 году генерал-фельдмаршал Н.И. Салтыков рапортует «О получении царского указа об отпуске бута и щебня из кремлевской экспедиции для отделки Кремлевского берега реки Москвы». В конце XVIII столетия первая каменная набережная Москвы превратилась в популярное место гуляний.
 
А в 1872 году под стенами Кремля близ Москвы-реки выросли павильоны Политехнической выставки. Вплоть до начала ХХ века река продолжала привлекать предприимчивый люд - 1900 годом датируется «дело от отклонении ходатайства общества верхних торговых рядов о сдаче ему в аренду под постройку электрической станции участка земли у кремлевской стены между 2-й и 3-й Безымянными башнями».
 
Кремлевская набережная зимой. Художественная фототипия К. Фишера.
 
В начале ХХ столетия по Кремлевской набережной ходил трамвай. Здесь была конечная остановка маршрута по Бульварному кольцу. Ежегодно 6 января (по старому стилю) в праздник Богоявления при огромном стечении народа и под пушечный салют, который давали с отводной стрельницы Тайницкой башни, из кремлевских соборов на Москву-реку совершался крестный ход к иордани для водосвятия. 
 
Наводнение в Москве в апреле 1908 года. Большой каменный мост.
 
Москворецкая набережная, продолжавшая Кремлевскую от Москворецкого до Большого Устьинского моста, образовалась в 1795-1798 годах, а в 1801-м Н.И.Салтыков уже рапортовал Александру I об облицовке ее камнем. Эти работы продолжались до 1806 года, а позднее, видимо, в 1832-1842 годах, набережная была отделена от реки металлической решеткой, замощена и обсажена деревьями.
 
Неподалеку от Москворецкого моста на масленицу устраивались народные гуляния с прогулками верхом и катанием с ледяных гор. На первой неделе Великого поста на Москворецкой набережной шумел грибной рынок, и от кремлевских стен до Яузы тянулись крестьянские возы с грибами, медом, редькой, луком, клюквой, черносливом, изюмом…
 
Вид на Кремль с Каменного моста. Издание А.А. Горожанкина.
 
В конце XV века Иван III переносит некогда наведенный у стен Кремля «живой» бревенчатый мост ниже, против современной Красной площади. Сделанный из деревянных брусьев, прижатых друг к другу и связанных толстыми веревками из липовой коры, мост лежал прямо на воде. В 1782 году он был поднят над водой и уже опирался на деревянные быки. Не раз вставал вопрос об устройстве каменного Москворецкого моста, но Екатерина II в 1791 году из-за денежных затруднений государства это предложение отклонила. Однако уже в начале XIX века И. Герард составляет проект каменного трехарочноrо моста через Москву-реку у Москворецких ворот. Правда, новый Москворецкий мост, заложенный 15 июля 1830 года и оконченный в 1833 году, все еще был возведен с применением деревянных конструкций. В 1870 году он сгорел, а два года спустя на его месте появился железный, на четырех каменных быках, выстроенный по проекту инженера В.К. Шпейера.
 
Москва. Вид на Кремль с Каменного моста. Фототипия "Шерер, Набгольц и Ко".
 
Всевозможные увеселения, устраивавшиеся на берегах Москвы-реки, а зимой на ее льду, привлекали на мост толпы любопытствующих. В XIX веке «Москворецкий новый каменный мост» был местом продажи лубочных картинок. Тут же собирались слепые «рапсодисты», воспевали Лазаря и Алексея человека Божьего. Долгая, интересная история и у моста, расположенного с другого конца Кремлевской набережной - выше по течению, - Большого Каменного, справедливо считающегося в нашем городе главным. Два беззаботных мальчишки с открытки, идущие по нему и оживленно обсуждающие что-то, заинтересовавшее их на противоположном от Кремля берегу реки, конечно же не подозревают о всех перипетиях его судьбы, точно так же, как и не ведают того, что будет уготовано им самим через несколько лет".
 
Кремлевская стена на Москворецкой набережной. Издание И.Е. Селина.
 
У слияния Неглинной и Москвы-реки, при «подошве Боровицкого холма», издревле устраивали переправы. В начале XVII века здесь существовал наплавной мост, который, вероятно, уже тогда звали Всехсвятским, по церкви Всех святых, стоявшей на набережной. В 1643 году в Россию из Страсбурга прибывают Анце Яковсен и Иван Кристлер. Уже к июлю следующего года они выполнили модель нового моста. Тогда же она была показана царю Михаилу Федоровичу и началось строительство. После смерти государя, а затем и Кристлера работы были приостановлены. Они возобновились лишь в 1682 году в правление царевны Софьи Алексеевны, велись под руководством князя Василия Васильевича Голицына, а окончились при Петре 1 двадцать лет спустя. Существует версия, что автором этого моста был старец Филарет, известный каменных дел мастер.
 
На мосту, расположенном на чрезвычайно бойком месте, вскоре появились палаты, табачная таможня, пивной двор, деревянные лавки.
 
Москва-река. Фотография 1899 года.
 
Интересны для нас свидетельства купца Н. П. Вишнякова об устройстве и содержании моста до его замены на новый в 1857-1859 годах. В своих воспоминаниях «Из купеческой жизни» Вишняков пишет о том, что «Большой Каменный мост был выстроен горбом с сильным подъемом от берегов». Посередине моста сделали главный проезд для экипажей, а по бокам - широкие проходы, отделенные от реки каменными брустверами, «настоящими стенами». Однако по соображениям безопасности проходы эти почти всегда были загорожены рогатками . Мост содержался крайне неопрятно, «мостовая была в ужасном состоянии».
 
Обветшавший мост снесли в 1857 году, однако, вопреки предположениям, «старая кладка была еще так крепка, что не брал лом, и ее пришлось взрывать порохом». 
 
В 1859 году на месте старого Большого Каменного моста возводится новый по проекту инженера Н. Н. Воскобойникова. Первый в Москве металлический мост, сохранивший по традиции название предыдущего, был трехпролетным, с чугунными арками на каменных, более узких быках и с проездом на уровне набережных. Безусловно, он не был столь живописным, как его предшественник, однако являл собой достижение технической мысли середины XIX столетия.
 
Оба моста, Москворецкий и Большой Каменный, были снесены в 1938 году. На их месте тогда же возвели знакомые нам новые мосты.
 
Путешествие от моста к мосту состоялось благодаря почтовым карточкам из собрания А.Мелитоняна и Е. Витковского.