От Таганки до Подколокольного

  

Наша прогулка начинается возле станции метро Таганская, рядом с одним из павильонов которой находится храм Николая Чудотворца на Болвановке (Верхняя Радищевская, 20). Храм расположен в самом центре Таганской слободы, или точнее - Таганной слободы. Таганная слобода – это местность в пределах Земляного города, в районе современных Радищевских улиц, где когда-то проживали кузнецы, занимавшиеся изготовлением таганов – чугунных треножников-подставок для походных котлов и горшков, в которых готовили еду на костре. Отсюда и возникло название Таганная слобода. Тут же по соседству, в Котельнической слободе, изготовлялись сами котлы, а в Гончарной слободе – горшки. Котлы, горшки и таганы поставлялись в основном для нужд армии, но и мирное население ими, конечно же, пользовалось.

 Но у местности, известной под Таганной слободой, ранее было еще одно название - Болвановка. Многие исследователи связывают происхождение этого названия с «болваном» — татарским идолом, который мог находиться в этих местах, ведь по одной из версий ученых, часть дороги в Орду проходила как раз через эту местность, рядом с дорогой существовали поселения мирных татар, которые сооружали рядом со своими жилищами «болван» - капище с идолами или изображение хана. Другая версия происхождения названия Болвановка связана с располагавшимся на этой территории поселением мастеров, изготавливавших болванки для производства шляп.
 
 

Две улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (сегодня Радищевские) – раскинулись на высоком Таганском холме, одном из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка пролегала у подножия холма, возле реки Яузы, а Верхняя – на самой вершине холма. И именно здесь, на вершине крутого холма, суждено было появиться красивому православному храму, который был освящен во имя святого Николая Чудотворца, прозванного татаро-монголами «русским богом».
Итак, храм Николая Чудотворца на Болвановке. Эта церковь являлась приходским храмом местных ремесленников. Существует мнение, что первый, деревянный храм был построен здесь в 1506 году, однако большинство источников склоняется к версии, что первая деревянная церковь здесь была построена в 1632 году. Точно не известно, когда именно было начато строительство каменного храма на месте старой деревянной церкви, так, одна из версий гласит, что патриарх Иоаким в 1682 году благословил возведение Никольской церкви в камне. Однако прихожанам не удалось сразу собрать достаточно средств на дорогостоящее строительство, и сбор денег на постройку храма затянулся до 1697 года. Другая версия говорит о том, что в 1682 году на собранные пожертвования прихожан все же была построена небольшая каменная церквушка с шатровой колокольней, которая впоследствии, в начале XVIII века, была перестроена и расширена уже на средства князей Гагариных. Это новое здание храма было построено по проекту архитектора Осипа Старцева.
 
Осип Старцев – потомственный строитель, талантливый зодчий и убежденный москвич. Участвовал в самых передовых строительных предприятиях Петра I, дважды получал царские награды, т.к. отличился не только своими талантами как архитектор, но и как успешный администратор, руководитель и финансист строительных объектов, «он у каменных дел цену сбавил». Однако петровские реформы обернулись для Старцева жизненной трагедией и разочарованием. Жизнь уходила из исконной Москвы в новую столицу – в град Петров. У многих москвичей это вызывало протест и негодование. Не был исключением и Старцев. Кроме того, зодчий не получил приглашения в Петербург и практически остался не у дел. Храм Николая Чудотворца на Болвановке был намеренно выстроен им в старых московских традициях, в качестве протеста против новшеств истории. Храм построен в традиционном допетровском стиле московского барокко, тогда уже являвшимся несколько архаичным. В 1712 году Никольский храм был освящен. А спустя два года после этого события указом Петра каменное строительство было запрещено везде, кроме Петербурга, в стране катастрофически не хватало камня, и все силы были принудительно брошены на возведение новой столицы. Это стало настоящей катастрофой для православного московского архитектора. Он постригается в монахи и в тот же год заканчивает свою жизнь в одном из московских монастырей. Никольский храм на Болвановке стал последним произведением архитектора, его лебединой песней, его прощанием со старой Москвой.
 
К счастью, судьба была более благосклонна к этому венцу творения зодчего более, чем к самому автору. Храм Николая Чудотворца на Болвановке стал одним из двух уцелевших храмов на Таганке, все остальные - а их было немало, ведь Таганка в старину была буквально усеяна церквями, - были разорены и разрушены или до неузнаваемости перестроены после революции.
 
Приблизительно в 1920 году храм был закрыт и разорен. Большое и просторное здание приглянулось большевикам, и храм был отдан под учреждения, это спасло его от сноса. В 1944 году, при перестройке Таганской площади и строительстве станции метро «Таганская» была предпринята попытка разрушить храм, не вписывавшийся в новый ансамбль, были снесены главки и верхушка колокольни, но от полного уничтожения храм спасло то, что незадолго до этого патриаршество было восстановлено, и храм удалось отстоять, присвоив ему статус памятника архитектуры. Удалось даже провести реставрацию, восстановив все снесенное, правда, пока без крестов на куполах, вместо них еще долгие годы «красовались» металлические штыри. В 80-х в храме находился Производственный НИИ по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР. Лишь в 1990 году церковь была возвращена верующим. Титанические усилия потребовались для того, чтобы восстановить храм в максимально приближенном виде к тому, как его построил Старцев.
 
Стоит упомянуть о том, что в свои лучшие времена храм Николая Чудотворца на Болвановке был хранителем бесценных древних икон – образа Сергия Радонежского и деисус, написанные архимандритом Симонова монастыря преподобным Федором, племянником Сергия Радонежского. Сейчас в храме хранится редкая, почитаемая икона Богоматери «Прибавление ума», к ней возносят молитвы о детях и учащихся, о даровании разума – телесного и духовного.


В Рюмином переулке расположился красивейший особняк в стиле модерн (Рюмин пер., 2). Это дом купцов Рюминых, основателей двух старейших в России игольных фабрик, от фамилии которых переулок и получил свое название.
 
Особняк купцов Рюминых.


Дом был построен в 1770-х годах. Но выглядел он до 1903 года иначе. Тот особый шехтелевский имидж, который мы можем видеть сейчас, он приобрел после перестройки в 1903-1904 годах учениками архитектора Шехтеля – А.А. Галецким и В.В. Воейковым по заказу нового владельца – галантерейщика, мецената и потомственного почетного гражданина Москвы Ф. Д. Беляева. Особняк украшает мозаичное панно венецианской фабрики «Мурано» - «Маки на закате», лепные рельефы на фасаде, изображающие ветви цветущей сакуры и маски нимф Лорелей. На кованых перилах балконов красуются ирисы и тюльпаны, а великолепная ограда дома, выполненная по эскизам самого Шехтеля, запечатлела образ расползающихся по весне из клубка змей. Ну и конечно, «фирменный» шехтелевский штрих – глянцевая фасадная керамика – знаменитый «кабанчик» - зеленого цвета.
После Великой Отечественной войны в особняке некоторое время жил маршал К. Рокоссовский. Позже дом был отдан под одну из казенных организаций и начал было медленно, но верно увядать, приходя в аварийное состояние. В настоящее время дом принадлежит некой коммерческой организации, предпочитающей себя не афишировать. Видимо, на средства новых владельцев и была проведена весьма неплохая, бережная реставрация здания.
 
Фото декора. Мозаичное панно с маками. Foto by mccuntz / livejournal.com
 
Кованая ограда дома, изображающая змей. Foto by mccuntz / livejournal.com
 
Балкончик с коваными перилами. Foto by mccuntz / livejournal.com

  
Напротив Рюмина переулка, на Яузской улице (дом 11) расположена Городская клиническая больница № 23 им. Медсантруд. В прошлом - усадьба промышленника и благотворителя, владельца чугунолитейных заводов в Выксе И.Р. Баташева. В 1798 году он купил большой участок земли на Таганском холме, площадью примерно в три гектара, и начал на нем строительство дома, вернее, скорее дворца, так как размах и масштаб усадебного дома был впечатляющим. 
  
Усадьба И.Р. Баташева.


 Авторство проекта приписывается архитектору Р.Р. Казакову, однако, существует мнение, что этот дом был последним проектом В.И Баженова. Также есть версия, что при строительстве был использован проект Шарля де Вальи, французского архитектора, возможно, имевшего отношение к созданию усадебного дома в Кусково. Точно известно лишь, что руководил строительными работами крепостной архитектор М.П. Кисельников, он же создал все скульптурные украшения здания и ограды.
 
Усадебный комплекс был весьма внушителен и состоял из парадного двора, расположенного за ним главного здания, украшенного шестиколонным портиком, двух флигелей по бокам двора, с которыми главный дворец соединялся крытыми галереями, домовой церкви (была построена позже, в 1899 году), служебных построек и обширного усадебного сада. Северный фасад главного здания также имел декоративную лоджию-ризалит с большими открытыми проемами, с которой открывался вид на парк в сторону Яузы. Все постройки усадьбы изобилуют лепными скульптурными украшениями, барельефами, изображающими различные сцены и изысканные растительные орнаменты. Великолепие усадьбы подчеркивают роскошные ворота с массивными пилонами, на которых возлежат необычные добродушные львы – молчаливые охранники дворца. Фигуры львов и звенья ограды, вероятней всего, были отлиты на Выксунских чугуноплавильных заводах, принадлежавших владельцу усадьбы. Кисельникову удалось создать величественный, грандиозный усадебный комплекс, при этом изумительно изящный. Усадьба Баташева является выдающимся памятником московского классицизма.
 
Во время Отечественной войны 1812 года в усадьба Баташева была захвачена, и в ней на время был размещен штаб французского маршала Мюрата, позже переместившегося во дворец графа Разумовского на Гороховом поле. Во время отступления французов из Москвы Наполеон приказал взорвать и сжечь все достопримечательности города. По легенде, маршал Мюрат отказался выполнить приказ и уничтожить усадьбу Баташева из уважения к знаменитому генералу Милорадовичу, приходившемуся родственником Баташеву. Усадьба уцелела, хотя и была разграблема и значительно пострадала. После войны Баташеву пришлось выложить крупную сумму на восстановление дворца.
После смерти И.Р. Баташева в 1821 году владелицей усадьбы стала его любимая внучка Дарья, состоявшая в супружестве с прославленным генералом Д.Д. Шепелевым. Впоследствии дом перешел по наследству их дочери Анне и ее супругу Л.Г. Голицыну. После смерти хозяев усадьба была выкуплена городом, и в ней была основана новая Яузская больница для чернорабочих.
 
Яузская больница в 1913 году. 
 
В обустройстве больницы участвовали некоторые купцы-меценаты, на их средства были оборудованы самые передовые операционные, и вскоре клиника стала одной из лучших в Москве. После революции 1917 года больница получила название «имени Медсантруд», в честь профсоюза медработников. В 20-е годы больница была ведомственной для ГПУ НКВД РСФСР, и на территории бывшей усадьбы происходило не только и не столько лечение и спасение людей, сколько расстрелы, пытки и захоронения неугодных новой власти: дворян, царских офицеров, профессоров, священников, литераторов. По отдельным данным, в период с 1921 по 1926 годы во дворе усадьбы было захоронено около тысячи человек. После развала Союза, в 1999 году во внутреннем дворе усадьбы был установлен мемориал в память о тех жертвах большевистского террора. В 30-х годах больница являлась клинической базой Московской медицинской академии им. Сеченова и Российского медицинского университета, в ней работали многие известные профессора-медики. В 1943 году именно в этой больнице впервые был применен антибиотик пенициллин. В настоящее время здании усадьбы находится городская клиническая больница №23, в штате которой работают врачи первой и высшей категории, академики РАМН, профессора и доктора медицинских наук.
 
Здание домовой церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на территории усадьбы.



На Гончарной улице, дом 6, находится храм Великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой.
 
Храм Великомученика Никиты на Швивой горке. 
 
Впервые деревянная церковь Никиты Мученика упоминается в летописях в 1476 году, еще при Иване III. Она считается одной из древнейших по времени основания церквей в Москве. Кстати, по одной из легенд, именно здесь, вблизи устья реки Яузы, на Швивой горке, а вовсе не на Боровицком холме, возникла первая крепость –« городец», давшая начало городу. И основал ее царь Мосох, внук Ноя, и имя русской столицы произошло от имени самого царя и жены его, звавшейся Ква. А река Яуза получила свое название от имен детей их: сына – Я и дочери – Вузы. Так возникла Москва на Яузе. Правда эта легенда или ложь – спорить не будем. А вернемся к церкви Святого Мученика Никиты, что возвышается на Швивой горке, в месте слияния двух рек. Каменным этот храм стал в 1595 году благодаря «торговому человеку» Савве Вагину, перестроившему Никитский храм на свои средства, и боярину Дмитрию Годунову, подававшему челобитье о заложении нового храма. В 1685 году была выстроена изящная и красивая шатровая колокольня храма, был освящен Благовещенский придел. Уже в следующем веке появился придел святого Онуфрия Великого и Петра Афонского, а в 19 веке – редкий для московских храмов придел святой княгини Ольги. Таким образом, церковь в течение многих лет постоянно достраивалась. Ансамбль церкви с примыкающими к ней пристройками - 2 приделами, притвором и колокольней, - образует возвышающуюся на холме несимметричную живописную группу, некогда эффектно воспринимавшуюся с берегов Москвы-реки и Яузы. В 1950-х годах церковь, к сожалению, оказалась на задворках одной из сталинских высоток, построенной на Котельнической набережной. Кстати, до строительства высотки на Котельнической, со Швивой горки открывался великолепнейший вид на Кремль, и во время праздничных иллюминаций желающих посмотреть на действо пускали на Швивую горку строго по билетам, и они охотно раскупались горожанами.
 
Но не только прекрасные виды привлекали внимание к этому месту. С холма Швивой горки было очень удобно стрелять по Кремлю. Этим и воспользовались во время Октябрьской революции красные артиллеристы, установившие на холме рядом с храмом тяжелые орудия. 
 
Храм Великомученика Никиты едва не погиб в советское время. Его хотели снести и построить на освободившейся площади новый институт. На эту территорию в центре столицы претендовал в частности даже Институт Литературы им. Горького, и власти, в том числе и комитет по охране памятников, не возражали. Церковные ворота и ограда были снесены, а само здание храма удалось спасти только посредством вмешательства общественности – это был один из немногих случаев, когда оно все же возымело результат. Храм просто закрыли и использовали как склад.  После Великой Отечественной войны гонение на церковь ослабло, и в 50-х годах храм решено было отреставрировать. Реставрацией занимался известный советский архитектор  Л.А. Давид . Но об открытии храма не было и речи, и в его здании вплоть до 1990 года располагался склад студии "Диафильм". Только в 1991 году храм вернули верующим, и в 1992 году он стал подворьем Афонского Пантелеймонова монастыря, здесь проходят обучение будущие насельники этой обители.
 
Как, наверно, всем известно, сердцем всего православного монашества является Святая Гора Афон в Греции. Это своеобразная монашеская республика, официально входящая в состав Греции. На Афоне расположено двадцать монастырей. Среди них есть и русский – монастырь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Каждый монастырь на Афоне имеет свои «представительства» в мире – подворья, где те, кто шествуют в Афон или из него, могут остановиться и отдохнуть на своем паломническом пути. Представительство русского монастыря на Афоне есть теперь и в Москве – на территории Храма Никиты Мученика на Швивой горке.
 
В 1996 году храм был окружен новой внушительной каменной оградой со Святыми вратами, в башнях которых устроены две часовни. На территории подворья, помимо Никитского храма, возведены еще две новых церкви и водосвятная часовня. Теперь подворье обрело облик настоящего монастыря.
 
Четыре разных креста на главках строений подворья.  
 
 
Стоит рассказать про саму Швивую горку. Откуда взялось такое странное название холма? Причем название весьма неоднозначное, т.к. в разное время использовались три разных варианта: Швивая, Вшивая и Ушивая горка. Существует несколько версий происхождения названия:
1) в конце I века, когда по тогда еще полноводным Яузе и Москва-реке проходил торговый путь, груженые товаром суда по рекам таскали бурлаки, любившие отдыхать на этом приятном и живописном берегу, они варили здесь себе пищу на кострах, просушивали одежду и, между прочим, истребляли вшей;
2) на холме были огороды, и якобы на огородах тех плохо росла капуста, на которую нападала мошкара, в просторечье именуемая вошью;
3) у подножия холма, на берегу Яузы располагались бани для простого люда, а на горке работали цирюльники, люди помывшись, поднимались на холм постричься, их стригли, остриженные волосы в большом количестве скапливались на земле, т.к. их никто не убирал, и вся земля была покрыта слоем волос, естественно, со вшами;
4) когда-то здесь располагался самый крупный рынок по продаже подержанного товара, а слово «вшивый» имело в старорусском значение мелкий, дешевый;
5) некогда здесь находилась слобода швецов - тех, кто занимался швейным ремеслом, портных то есть;
6) в старину через горку проходила дорога в Хиву, постепенно «Хива» исказилась в «Шиву». Эта версия имеет некоторые исторические доказательства, т.к. неподалеку отсюда, в Рогожской слободе, одна из улиц  до революции называлась Хивской (сейчас это улица Добровольческая), там в старину стоял Хивский двор, в котором останавливались восточные купцы и послы;
7) когда места эти еще не были основательно застроены, то вся эта местность была заросшей колючей, тернистой сорной травой «ушью»,  отсюда и название горки – Ушивая, то есть поросшая терновником.
Какая из этих версий правильная, пожалуй, до сих пор еще никто не выяснил. А учитывая, как велик и могуч русский язык, можно легко предположить, что названия преобразовывались из одного в другое так, что теперь и концов не найдешь. Поэтому каждый сам для себя выбирает, как ему горку называть и чем это объяснять.

 
Неподалеку от Афонского подворья, на той же Гончарной улице, дом 7, находится совершенно необычное для этих мест здание – небольшой деревянный дом с великолепной резьбой.
 
 Деревянный дом на Гончарной, 7. 
 
В Москве так мало осталось старинных деревянных домов, что их буквально можно пересчитать по пальцам, но этот почему-то так и не внесли в реестр памятников архитектуры. Хотя домик прекрасен – на окнах резные наличники, под козырьком крыши протянулся декоративный пояс, парадное крыльцо с резной дверью под деревянным навесом. Простой и небольшой деревянный домик сильно выделяется на фоне местных величественных усадеб и особняков. Сейчас в нем расположились офисы нескольких частных фирм.


По Астаховскому мосту переходим на другой берез Яузы. Наслаждаемся впечатляющим видом высотки на Котельнической набережной. О ней и остальных сталинских высотках у нас будет отдельный рассказ, поэтому историю этого монументального творения сталинской эпохи оставим на потом.
 
 Высотка на Котельнической.
 
 
Ну а мы, перейдя мост, попадаем в Серебряники – слободу вольных  мастеров-серебряников, чеканивших царскую серебряную монету, а также изготавливавших серебряную посуду для царского двора, нательные кресты, оклады для икон и серебряные украшения. Интересно, что слобода Серебряников образовалась еще тогда, когда существовали откупы на чеканку монет, то есть чеканить монеты в Москве можно было не только на денежных дворах, чья деятельность всецело контролировалась великокняжеской властью, но и в частном порядке. Главной улицей слободы Серебряников, или Денежной слободы, был Серебрянический переулок, где ремесленники возвели приходской храм, освященный во имя Живоначальной Троицы.
 
Храм Живоначальной Троицы в Серебряниках.


Первоначально церковь была деревянной, впервые она упоминается в письменных источниках еще в 1620 году, упоминания о первом каменном храме на этом месте относятся к 1657 году. В 1764-1768 годах к западу от нее построена новая колокольня, взамен старой, на средства владельца располагавшейся по соседству усадьбы А.А. Гончарова, прапрадеда Натальи Гончаровой, жены А.С. Пушкина, который оборудовал внизу новопостроенной колокольни свою домовую церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эта колокольня построена архитектором Карлом Бланком в стиле барокко и имеет композиционное сходство с колокольней Никольского собора в Санкт-Петербурге, которая считается одним из самых совершенных произведений русской архитектуры. Но московская колокольня выглядит чуть тяжеловеснее и массивнее своего изящного прообраза. Здание основной церкви было перестроено в 1781 году с использованием части стен и подклета старой каменной церкви. Церковь перестраивалась на средства купчихи Т.И. Суровщиковой, жившей неподалеку, на Вшивой горке. Суровщикова была дочерью московского купца Ильи Солодовникова, содержателя главной суконной мануфактуры. Ее муж Василий Суровщиков принадлежал к самой богатой прослойке московского купечества и даже имел почетное звание «именитого гражданина» Москвы, коих, именитых граждан, в то время в Москве насчитывалось всего 11 человек, они освобождались от телесных наказаний, могли приобретать загородные дома и сады, по городу ездить в карете, запряженной парой или четверкой лошадей, а потомство именитых граждан получало статус дворян. Троицкая церковь приобрела тот вид, в котором мы можем видеть ее сейчас, после перестройки приходского храма Суворовщиковой и пристройки Гончаровым новой колокольни. Позже церковь лишь обновлялась, без серьезных стилистических изменений.
 
Церковь Живоначальной Троицы в Серебряниках является прекрасным, выразительным примером раннеклассической и барочной архитектуры. Однокупольный храм с широким восьмериком в основании, увенчанный небольшой главкой на тонком граненом трибуне, портик с колоннами, высокая, основательная колокольня с обилием колонн, ее высокие арочные проемы, острые контуры карнизов и простой силуэт ее верхнего яруса, как бы дублирующий главку основной церкви, создают гармоничный, цельный, художественно выразительный ансамбль. Ну и конечно, потрясающий яркий лазоревый цвет. Восхитительно красива церковь Живоначальной Троицы в Серебряниках! А сам Серебрянический переулок, в котором она возвышается, до сих пор пропитан неповторимым московским духом, настоящей русской историей. Недаром это место прежде и сейчас служит натурой для съемок художественных фильмов, посвященных событиям XVIII-XIX веков. Здесь снимались фильмы по мотивам произведений Чехова, Толстого, Тургенева. Даже действие одного из популярных ныне романов Бориса Акунина про Эраста Фандорина происходит здесь же, в этом уголке старой Москвы.

  
Рядом с Троицкой церковью, вдоль Яузской улицы, стоит упоминавшаяся нами усадьба Гончаровых.
 
Усадьба Гончаровых и Троицкая церковь. Foto by elrahir / livejournal.com
 
В начале XVIII века участок земли рядом с храмом Живоначальной Троицы в Серебряниках вместе с расположенными на нем палатами XV-XVI веков князя И.Б. Черкасского покупает Афанасий Гончаров, прапрадед Натальи Гончаровой, владелец полотняной и бумажной фабрик под Калугой. В 1718 году у церкви он строит парусную полотняную фабрику, первоначально фабрика была построена вдоль здания церкви, до нашего времени сохранилась ее одноэтажная часть, почти примыкающая к церкви. Усадебный барский дом строился тремя поколениями Гончаровых на протяжении почти всего XVIII века. Вначале дом строился в традициях того времени – боковые флигели стояли отдельно от центрального главного здания, бывшего одноэтажным. В конце же стройки двухэтажные каменные флигели были объединены с центральным домом деревянными галереями-переходами, главный дом при этом был надстроен в дереве до еще одного этажа с мезонином. Проект усадьбы был выполнен в стиле классицизма по проекту ученика М. Ф. Казакова - архитектора И. В. Еготова, и усадебный дом Гончаровых был включен Матвеем Казаковым в альбомы лучших зданий Москвы, существовавших в начале XIX века.
 
Но судьба богатейшего рода Гончаровых была печальна. Дед Натальи Гончаровой, Афанасий Гончаров (тезка своего деда-фабриканта), получив огромное состояние от родственников, сумел прокутить и проиграть в карты миллионное наследство, и все, что смог оставить своим потомкам – это долг в полтора миллиона рублей и расстроенное хозяйство. Наследники не смогли поправить финансовое положение семьи и вынуждены были распродавать имущество. Усадьба была продана примерно в 1801-1803 годах генералу-фельдмаршалу графу И.В. Гудовичу, являвшемуся главнокомандующим Москвы в 1809 – 1812 годы. Гудович недолго был владельцем усадьбы и продал ее купцу А. Смирнову.
 
При пожарах 1812 года сгорели деревянные второй этаж главного дома усадьбы, мезонин и переходы, соединявшие основное здание с флигелями. После войны Смирнов ремонтирует усадьбу, перестроив ее как три отдельно стоящих дома, как и было изначально. Во время ремонта были сильно изменены фасады дома, а в правом флигеле была установлена великолепная изразцовая печь высотой около 5 метров (печь – то немногое из интерьеров усадьбы, что сохранилось до наших времен). Параллельно с ремонтом усадьбы Смирнов строит рядом с ней, на углу проезда, оставшегося после сноса белгородской стены, большой дом с колоннами для своего сына (кстати, профессора русского права Московского императорского университета, ныне МГУ). В 1818 году Смирнов продает усадебный дом Гончаровых вологодскому купцу Филиппову, который разместил в ней на первом этаже сначала магазин, а затем чаеразвесочную фабрику.
 
После революции 1917 года усадьба была отдана под коммунальные квартиры, также в ней было расположено почтовое отделение. Усадебный дом просуществовал в таком статусе вплоть до 1996 года, когда был поставлен вопрос о присвоении ей статуса памятника культуры и последующей реставрации. Около 11 лет понадобилось на урегулирование юридических вопросов, научные изыскания, проектные работы, и еще 4 года продолжалась реставрация, которая была завершена только в этом году. Здание восстановлено в том виде, в котором оно существовало до пожара 1812 года. Фасад здания воссоздан по историческим чертежам, восстановлены подлинные своды здания, парадные окна и двери, паркет из дерева, лепнина, изразцовые печи с латунными задвижками, на фронтоне дома снова можно увидеть разделенный шпагой щит под дворянским шлемом – герб рода Гончаровых. Сейчас в зданиях усадьбы расположились ресторан, магазины, дома моды Юлии Далакян и Маши Цигаль. Все три этажа главного дома отданы под новый закрытый развлекательный клуб Тройка Multispace, пытающийся составить конкуренцию знаменитым Soho Rooms и Крыше мира. Остается только надеяться, что положительный результат реставрации памятника архитектуры не будет сведен на нет активным клубным движением.
 
На противоположной стороне Яузского бульвара стоит здание городской усадьбы купцов Боковых. 
 
 Городская усадьба купцов Боковых. 
 
Дом был построен в начале XIX века. Причем ранее он был чуть выше, чем кажется сейчас, т.к. за почти 200 лет вокруг него нарос изрядный слой грунта. В советское время в этом доме находилось два магазина – винный с входом с угла здания и продуктовый со стороны улицы Солянки, - так что дом этот запомнился москвичам шумными очередями, часто выстраивавшимися в оба магазина, особенно, можно предположить, отличалась винная очередь. В 1990-е годы оба магазина были закрыты, а здание реконструировали, сохранив стилизацию под XIX век. Во время ремонтных работ восстановили лепной декор фасадов дома, здание украшено медальонами и высокими пилястрами с венчающими их капителями.

 
Дом 15 по Яузскому бульвару - особняк уже упоминавшегося нами чаеторговца Филиппова, купившего в 1818 году усадьбу Гончаровых.
 
 Особняк чаеторговца Филиппова.
 
Коммерческие дела Филипповых шли весьма неплохо, и с расширением дела купеческая семья увеличивала и свои домовладения. В 1868 году им принадлежал уже весь квартал со строениями по Яузской улице и Яузскому бульвару, исключение составлял лишь угловой дом с колоннами, который Смирнов построил для своего сына – профессора права Московского университета. Но в 1900 году Филипповы купили и его тоже. К началу ХХ века «Филиппов и К°» - уже крупный торговый дом. Почетное семейство решает построить для своего личного проживания новый модный особняк, и нанимает для этого архитектора А.В. Красильникова. Он в 1902-1906 годах строит для них особняк в романтическом стиле, похожий на рыцарский замок. Дом выделяется пседвоготической башенкой и большим кокошником, украшенным абрамцевской майоликой с люстром – металлическим отливом. После революции дом был отдан под коммунальные квартиры, а с конца 1970-х в здании был организован сначала пивной бар, затем кафе, а позже – видеосалон при ВПТО «Видеофильм», второй по значимости после арбатского. Сегодня, после реставрации, особняк отдан под различные организации.

  
Дом 2/16 по Яузскому бульвару – знаменитый дом со статуями, известен он в основном благодаря фильму «Покровские ворота», некоторые сцены которого снимались как раз на его фоне, хотя эту арку со статуями можно увидеть во многих отечественных фильмах, например, «Холодное лето 53-го» и «Розыгрыш».
 
Дом со статуями на Яузском бульваре. 
 
Дом построен в 1934-1936 годах для слушателей Военно-инженерной академии им. Куйбышева по проекту архитектора И.А. Голосова, апологета конструктивизма, автора ДК им. Зуева. Корпус дома, идущий вдоль Яузского бульвара, был достроен в 1941 году. Облицовка дома продолжалась вплоть до 1958 года. Срезанный угол здания, выходящий на пересечение Подколокольного переулка и Яузского бульвара, фактически представляет собой главный фасад, в котором «прорублен» квадратный портал с аркой в глубине. По сторонам от арки возвышаются статуи рабочего и колхозницы, выполненные скульптором А.М. Левинским. Скульптор вложил особый смысл в свое творение. И в руках у рабочего изобразил отбойный молоток и книгу, а у колхозницы – сноп и винтовку, эти предметы призваны были символизировать аграрную, военную, индустриальную и интеллектуальную сторону интересов советского человека. В целом стиль здания можно отнести к постконструктивизму, являющимся переходным между конструктивизмом и неоклассикой– сталинским ампиром. Сегодня в доме еще существуют коммунальные квартиры, но многие из них выкуплены состоятельными людьми и превращены в многокомнатные, комфортабельные квартиры. По слухам, в этом доме живет известный певец Валерий Сюткин.
 
Статуи рабочего и колхозницы.  
 
Дом со статуями скрывает в своем обширном дворе бывшую усадьбу Н.З. Хитрово, создателя знаменитого Хитровского рынка. Но об этом мы расскажем в другой раз, т.к. это отдельная, большая и интересная история.


Ну а мы поворачиваем в Подколокольный переулок, спускающийся вниз, к Солянке, мимо бывшей Хитровки. Название переулка связано с церковью Рождества Богородицы на Кулишах. Храм был построен «иже под колоколы», то есть с колокольней, расположенной непосредственно над помещением храма. Так к переулку, бравшему свое начало возле этой церкви, и приросло это название – Подколокольный.
 
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях (Подкопаевский пер., 15/9). Построена на углу Подколокольного и Подкопаевского переулков.
 
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях.

Сначала поясним, что такое Подкопаи. Так называлась эта местность в древности. Здесь, у берегов речки Рачки, под холмом, находился карьер, в котором добывали глину, подкапывая холм.  При строительстве здесь до сих пор часто обнаруживают залежи отменной красной глины.
 
Впервые деревянная церковь на этом месте упоминается в 1493 году. В то время в тех краях, на берегу речки Рачки, находился загородный великокняжеский дворец, куда удалился князь Иван III Васильевич после пожара, уничтожившего его дворец в Кремле. Именно «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех» временно поселился великий князь, ожидая восстановления кремлевских палат. Каменная церковь известна с 1657 года. Около 1700 года церковь была перестроена – было установлено изящное шестигранное завершение, позже частично перекрытое  купольной крышей. В 1750-1759 годах была возведена колокольня с отдельно стоящей кладовой палатой, были перестроены трапезная с приделами. В 1786 году появились открытые паперти с северного и южного входа. Во время нашествия армии Наполеона на Москву храм сильно пострадал, почти все дома и усадьбы вокруг были уничтожены пожаром,  церковь была закрыта из-за отсутствия прихода и бездействовала почти полвека. Лишь в  1855 году она была передана Александрийскому патриархату для организации подворья, тогда е было начато ее восстановление, которым занимался архитектор Н.И. Козловский. У храма была сооружена куполообразная кровля, переделана колокольня, заново построена трапезная. В 1885 году при церкви по линии Подколокольного  возвели  шатровую часовню, она стала завершающим штрихом в создании архитектурного ансамбля храма, именно в таком виде он предстает перед нами сейчас.
 
В тревожные послереволюционные годы церкви довольно долго чудом удавалось избегать закрытия. Сначала благодаря разместившейся здесь греческой общине, а затем женской монашеской общине. Но в 1937 году священники и инокини все же были арестованы и расстреляны, храм был закрыт и частично разрушен. Были сняты кресты и сломаны главки, интерьеры уничтожены, настенные росписи закрашены, к зданиям церкви были сделаны уродливые пристройки, позже было утрачено и шатровое завершение часовни. После закрытия в храме сначала устроили жилые помещения, а затем отдали его в распоряжение завода «Полиэтилен», разместившего здесь гальванический цех.
 
Возрождение церкви началось только в 1991 году. В 1994-1996 годах храм Николая Чудотворца в Подкопаях был отреставрирован. Никола Подкопай снова расцвел, засиял золочеными главками.
Трехъярусная барочная колокольня с арочными проемами в рамочных наличниках, выбеленные парные пилястры, выделяющиеся на красном фоне стен, парадный портик с четырьмя белокаменными колоннами, увенчанный медальоном с изображением святого Николая, оригинальная фигурная главка храма, шатровая часовня в русском стиле, завершенная рядом кокошников, придают храму неповторимый, удивительно красивый и интересный образ.
 
 
На этом мы нашу прогулку завершаем. Спасибо за внимание!
 
Ну, а в качестве бонуса предлагаем к просмотру фотографии местности, по которой мы прогулялись, из окон высотки на Котельнической набережной. Автор фотографий - tanyacher / livejournal.com
 
Слева Верхняя Радищевская улица, церковь Николая Чудотворца на Болвановке по центру, за ней станция метро Таганская.
 
Усадьба Баташева - Яузская больница.
 
Гончарная улица и  Афонское подворье - Храм Никиты Мученика на Швивой горке.
 
Площадь Яузские Ворота. Усадьба Боковых и дом Смирнова.
 
Площадь Яузские Ворота.
 
Усадьба Гончаровых, церковь Живоначальной Троицы, на заднем фоне Яузский бульвар.