Сретенка — улица без подворотен

Сретенка. Почтовая карточка издательства П. Г. Фон-Гиргенсона. 1911 год. 
 
Путеводители конца XIX века, а затем и советского периода на Сретенку смотрели свысока: здесь никогда не было ни барочных дворцов, ни художественных галерей, ни удивительных соборов. Небольшие дома, теснившиеся друг к другу, лавки, переулки. Левая сторона Сретенки примыкала к пользовавшейся дурной славой Грачевке, и туда лучше было не соваться постороннему человеку — хуже только Хитровка. Недалеко от переулков находился знаменитый трактир «Ад», по сравнению с которым, как писал краевед Гиляровский, «хитровская “Каторга” казалась пансионом благородных девиц».
 
Сама же Сретенка была крепкой, ремесленной, посадской улицей. В течение длительного времени она считалась чуть ли не главной московской дорогой. По ней шел путь в Троице-Сергиеву лавру. Название она получила от Сретенского монастыря, основанного в 1397 году, а с XVII века перенесенного на нынешнее место — на современную Большую Лубянку. Эта улица повидала многое — торговые и ремесленные ряды, трактиры и дома терпимости… Здесь всегда бурлила жизнь. Хотите узнать подробности? Присоединяйтесь к нашей экскурсии по одной из самых интересных улиц Москвы — Сретенке!
 

Чудотворная икона

 
История Сретенского монастыря связана с чудом предотвращения нашествия Тамерлана. В 1395 году до Москвы стали доноситься тревожные вести. С юга в сторону столицы шло тамерланово войско. Безжалостный завоеватель уже схлестнулся с ханом Золотой Орды Тохтамышем, ранее получившим дань от русских, разгромил его, затем продолжил поход на север и взял Елец. Москва вслед за ним готовилась отражать нападение. В летописной «Повести о Темир-Аксаке» рассказывается, что великий князь Василий I велел митрополиту Киприану молиться, не забыв при этом распорядиться «наместникам своим, и властителям, и городским воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов».
 
На Руси Тамерлан, или по-персидски Тимур-э Ленг, был известен как Темир Аксак, что в переводе с половского означало «железный хромец». Упоминание железа в прозвище полководца связано со значением его имени — Тимур, — а хромцем он стал после ранения в коленную чашечку в одном из сражений: сломанная нога срослась неправильно, и воин на всю жизнь остался хромым калекой, что, впрочем, никак не помешало ему создать одну из самых могущественных империй в истории человечества.
 
Киприан послал во Владимир-на-Клязьме за одной из самых чтимых святынь — Владимирской иконой Божией Матери. Ее доставили в Москву. Крестный ход с иконой завершился на Кучковом поле, где молитвенников с надеждой на чудесное спасение встречали московские жители: «Весь град изыде противу иконы на сретение ее». В тот же день «Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в его сердце и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю». Вместо того, чтобы наступать на Москву завоеватель неожиданно повернул войска назад и направил их через Кавказ домой — в сторону Самарканда. После поражения Тохтамыша Золотая Орда трещала по швам, и Русь стала на шаг ближе к освобождению от ненавистного ига.
 
Сретенский монастырь. Художник Андрияка С. Н. За оградой — храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери в его нынешнем виде.
 
На Кучковом поле, где горожане встречали Владимирскую икону, построили церковь Сретения, а в 1397 году великим князем московским Василием I Дмитриевичем здесь был основан мужской монастырь — Сретенский. С того же времени установили обычай проводить крестный ход с Владимирской иконой, которую ежегодно 26 августа, в день избавления от Тамерлана, переносили из Успенского собора на Кучково поле. Крестный ход шел через Сретенские ворота и монастырь. В нем регулярно принимали участие московский князь с митрополитом, а позднее — царь с патриархом.
 
Почему в действительности Тамерлан отказался от похода на Москву — загадка. Хан довольно легко захватил Елец, после чего остановился и, судя по всему, раздумывал, как действовать далее. Скорее всего, он решил повернуть на юг, так как война на Руси не сулила богатой добычи (в том же Ельце оказалось нечего взять). Большое войско Тамерлана нуждалось в пропитании и трофеях, а впереди ждали лишь мокрая холодная осень и сопротивление москвичей. По всей видимости, на его взгляд, Москва, уже разоренная в 1382 году татарами, того не стоила.
 

Сретенские колокола

 
С самого основания Сретенская обитель стала значимым духовным центром. Деревянные храмы со временем перестроили в камне, а пожертвования князей позволяли монастырю активно развиваться. Все важнейшие события в истории страны связаны со Сретенским монастырем. Здесь встречали после взятия Казани Ивана Грозного, который внес в казну обители крупный вклад. В ходе борьбы против польско-литовских интервентов в стенах монастыря находился штаб русского ополчения, и сюда же принесли Дмитрия Пожарского, получившего в бою тяжелое ранение, — князю помогли.
 
Во время Великого пожара 1737 года обитель серьезно пострадала, а спустя еще 30 лет была объявлена заштатной и осталась без государственной поддержки. В 1812 году в монастыре устроили госпиталь для раненых воинов. Погибшие находили упокоение на монастырском кладбище.
 
Вошедшие в Москву французы разорили храмы монастыря и использовали их для проживания и лечения своих солдат. В московском пожаре монастырь уцелел, после чего началось его возрождение.
 
Храмы Сретенского монастыря в Москве. Картина неизвестного художника. Изображены храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери, освященный в 1679 году, и храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, освященный в 2017 году. 
 
Москвичам Сретенская обитель особенно полюбилась за неповторимый колокольный звон. Даже специалисты особо выделяли сретенские колокола, называя их «историческим памятником высокомузыкального достоинства», который имел «величайшую художественно-музыкальную научную ценность». В период богоборчества 1920-1930-х годов набор знаменитых сретенских колоколов удалось спасти от переплавки, однако сохранить их в России не получилось. Колокола выкупили англичане, и их звон можно и по сей день услышать в Оксфорде.
 

Печатники, стрельцы и пушкари

 
С XVI века вокруг монастыря, на месте монастырской слободы, стала формироваться посадская Сретенская слобода, которая застраивалась дворами торговцев и ремесленников Сретенской черной сотни.
 
Сотня — это единица административного деления, слово «черная» означает, что слобожане не имели никаких льгот и выплачивали подати в полном объеме. Жители содержали за свой счет извозчиков, сторожили тюрьмы, занимались ремонтом — и все это в качестве повинности, тягла.
 
Дворы были небольшими — порядка 600 квадратных метров. Застройка велась плотно, дом к дому. Именно поэтому на Сретенке со стороны улицы нет ни одних ворот, подъезд к домам находился со стороны переулков. Сравнительно небольшая улица похожа на позвоночник со множеством ребер.
 
В начале XVI века за Сретенскими воротами вырастает Новая Сретенская слобода. Она становится обиталищем ремесленников всех сортов: ветошников, плотников, кафтанников, скорняков, сусальников, печатников, пушкарей, дегтярей и литейщиков колоколов. Полстолетия спустя эти места обретают новое название: по приходской церкви слобода стала называться Панкратьевской. Начало ее истории выпадает на время расцвета московского торга.
 
Сретенские ворота были частью укрепления — Земляного вала, — возведенного при Федоре Иоанновиче, а реконструированного при Алексее Михайловиче в 1638–1641 годах. Земляной вал ограничивал территорию Земляного города Москвы, или Скородома, как его еще называли. Всего в составе стены Земляного вала насчитывалось 11 ворот и 57 башен.
 
Ворота Земляного города на Сретенской улице в 1613 году. Гравюра неизвестного автора 1672 года. Из альбома Найденова Н. А. 1886 года.
 
Свидетельства современников рисуют нам яркий образ пестрого, многорядного, растекающегося по улицам и переулкам, говорливого ярмарочного изобилия. «Более всего замечательно и похвально в Москве то, что для каждого рода товаров, от самых лучших до худых, есть особые улицы и рынки. Торгующие шелком имеют особенные ряды, равно как и продающие пряные коренья, лук, шапочники, оловянишники, медники, скорняки, сапожники, русские аптекари, торгующие кнутами, румянами, чесноком и так далее, даже для продажи лоскутьев и тряпья назначено непременное место на базаре пред Кремлем…» — писал о Москве 1674 года Иоганн Кильбургер в «Кратком известии о русской торговле».
 
Москва торговала и в рядах, и вразнос, и с «мест скамейных», и в собственных домах. Для панкратьевских мастеров изба служила и мастерской, и лавкой. Этим и объясняется уникальная структура прежней застройки Сретенки с малым числом ворот и пестротой переулков: для оживленной торговли очень важен удобный подъезд. В отличие от традиционных для боярской усадебной Москвы домов в глубине двора, избы купцов и мастеровых теснились по улице узкими фасадами: «...портные вешали перед окнами лоскуты разных материй, сапожники — голенища либо части обуви».
 

Топонимика сретенских переулков

 
В память о Панкратьевской черной слободе на Сретенке остался одноименный Панкратьевский переулок. Хотя петровские реформы разрушили организацию слобод и изменили специализацию некоторых московских районов, этот переулок в центре бывшей Панкратьевской слободы оставался торговым раем и в XIX веке, только теперь в нем торговали букинисты и антиквары.  
 
Осталось много памятных названий от печатников. Во-первых, это Печатников переулок по левую сторону от Сретенки. Во-вторых, это еще одна церковь, Троицы в Листах, рядом с Сухаревской площадью. Сам храм был выстроен для стрельцов полковника Василия Пушечникова. Но название «в Листах» — это как раз память о печатниках, которые на церковной ограде развешивали для продажи свои лубочные картинки.
 
По левой стороне, входящей в Мещанский район, говорящих названий немало. В Колокольном переулке, в Пушкарской слободе, находилась мастерская Моториных, знаменитых литейщиков. Моторины отливали пушки для русской армии по приказу Петра I; Иван Моторин создал набатный колокол, который Екатерина II спустя годы лишила языка за призыв к Чумному бунту; он же начал работу над Царь-колоколом, которую довершил уже его сын Михаил. Следующий переулок — Большой Сергиевский, по церкви Сергия в Пушкарях, снесенной при советской власти. Затем Пушкарская слобода продолжается собственно Пушкаревым переулком, который с XVIII века назывался Сумниковым по фамилии домовладельца. 
 
Картина "Церковь на Сретенке. Даев переулок". Художник Черномор К. С.
 
На другой стороне Сретенки, относящейся сейчас к Красносельскому району, названия отличаются. Рыбников, Ащеулов, Селиверстов, Луков (от фамилии Луковников) — все эти переулки носят имена домовладельцев. Большой Головин переулок до 1906 года назывался Соболев — опять же по фамилии. Даев переулок за свою историю вместе с домовладельцами сменил несколько названий — Сомароцкий, Булгаковский, Даевский. Просвирин переулок получил свое имя от слова «просфора» («просвира»). Здесь выпекали просфоры, литургический хлеб, для церкви Спаса в Пушкарях.
 

Древние купола Сретенки

 
У Сретенских ворот Белого города, сразу после монастыря, жили мастера Московского печатного двора. В 1631 году им разрешили возвести деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Через четверть века его еще раз перестроили, а в 1695 году на его месте появилась каменная барочная церковь.
 
С храмом связаны интересные легенды. Во-первых, еврейский сребреник, хранящийся в церковной ризнице,— якобы один из тех, за которые Иуда продал Христа. Во-вторых, вероятно, именно здесь венчались прототипы персонажей картины В. Пукирева «Неравный брак». А в ХХ веке храм попал в кино, которое стало советской классикой,— «Берегись автомобиля»!
 
Сретенка. Художнк Сатаров М. А. На заднем плане — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.  
 
В течение XVIII и XIX веков храмовые постройки несколько раз видоизменялись. В целом же судьба церкви не сильно отличается от остальных московских храмов. Она пострадала дважды. В 1812 году ее разграбили и разрушили французы, в 1938— закрыла и ограбила советская власть. В 1950-х здание занимал музей «Советская Арктика», с 1960 года там проходила выставка «Морской флот СССР», которая позже переросла в музей. После распада Советского Союза храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках оказался в центре церковного скандала — именно там служил отец Георгий Кочетков, основатель собственной системы катехизации и оппонент священника Тихона Шевкунова, впоследствии настоятеля Сретенского монастыря. В 1991 году в храме, пребывавшем не в лучшем своем виде, начались восстановительные работы, через три года его заново освятили.
 
Первое упоминание о храме Живоначальной Троицы в Листах относится к 1632 году. Первоначально это была деревянная кладбищенская церковь. В середине XVII века по инициативе стрельцов В. Пушечникова по соседству с ней возвели новую церковь — в камне. На ее строительство царь Алексей Михайлович пожаловал стрельцам 150 кирпичей, образа и Царские врата. Это был дар за участие полка в подавлении восстания Степана Разина и успешную поимку смутьяна. Обновленный храм стал полковым. Его освещения прошло в 1661 году при участии патриарха Никона. Старое же деревянное здание церкви к тому времени, вероятно, разобрали. 
 
На Сухаревской. Художник Радчинский М. Н. На переднем плане — церковь Троицы Живоначальной в Листах. 
 
В 1689 году в храме произошел пожар, и тогда уже Петр I выделил на ремонт 700 рублей, и тоже в награду — за подавление бунта стрелецкого головы Шакловитого. В XVIII и XIX веках церковь постоянно достраивалась.
 
В 1938 году расстреляли настоятеля храма В. Страхова, спустя год церковь перестала действовать. Сначала в здании жили служащие трамвайного депо, потом до 1979 года работали скульпторы. К Олимпиаде-1980 власти решили отреставрировать храм, а в 1991 году церковь открылась вновь.
 

Сухарева башня — легенда Сретенки

 
Таинственная. Мистическая. Легендарная... Все это о ней, о Сухаревой башне, выстроенной в 1692-1695 годах над Сретенскими воротами Земляного города. Она могла бы и сегодня украшать Мещанский район, но была разрушена в 1934 году. С тех пор нет-нет, да и возникают разговоры о том, что хорошо бы ее восстановить, тем более что в 2005 году во время строительных работ на Садовом кольце раскопали фундамент. Но возрождения не произошло, а основание башни благополучно скрылось под асфальтом... Видимо, чтобы стать частью большой легенды.

Вот тебе и купец...

«И был этот Брюс самый умный: весь свет исходи — умней не найдешь. И знал он волшебство, и дошел до всяких наук, и мог он обернуться птицей. А жил в Сухаревой башне. Там у него и книги, бумаги, пузырьков наставлено было тьма-тьмущая... и чего-чего только там не было. Понятно, не зря, а все для науки. А башню эту Сухарев построил... купец богатый, мукой торговал».
 
Такой рассказ в 1920-х записал фольклорист Евгений Баранов, собиратель московских баек. О Сухаревой башне ему довелось услышать немало. Историю этого сооружения народ интерпретировал самым неожиданным образом. Хотя, казалось бы, тайны из его происхождения никто и никогда не делал. 
 
Вид на Сухареву башню от Сретенки. Художнк Гильфердинг Ф. 1780-е годы. 
 
Более того, над Сретенскими воротами, перестроенными при Петре I в камне и украшенными той самой Сухаревой (или Сухаревской) башней, висели специальные доски. Памятные надписи на них гласили, что в 1692 году началось, а в 1695 году завершилось возведение ворот, «а над теми воротами палаты и шатер с часами», и что выстроили башню для второго Стрелецкого полка, возглавляемого Лаврентием Сухаревым.
 
Именно этот полк якобы первым перешел на сторону Петра в ходе его конфликта с сестрой Софьей, а также охранял царя в Преображенском и Троице-Сергиевой лавре. Такой, в общем-то, нехарактерной для Москвы постройкой Петр решил отметить верность стрельцов. Правда, некоторые историки указывают, что эта версия не подтверждается документами, но именно она получила наибольшее распространение.

Петра творенье?

Иногда можно встретить упоминания о том, что Петр I сам создал проект сооружения. Об этом, например, пишет Александр Погосский, известный в свое время литератор. Есть также версия, что автором выступил Франц Лефорт.
 
Разумеется, будущий император был не чужд самых разных занятий, но у Сухаревой есть вполне конкретный «отец-основатель» — Михаил Чоглоков, более известный как живописец. Именно под его руководством башня достраивалась. Вполне возможно, что Петр высказывал пожелания, которыми руководствовался зодчий, потому что здание напоминает европейские ратуши. Хотя шатровая надстройка наверху — в русском стиле.
 
Сухарева башня. Художник Саврасов А. К.
 
Основных частей у сооружения было три: Сретенские ворота, палаты над воротами, в которых размещались рапирная (там учили фехтованию) и полковая изба стрельцов, а также третий башенный ярус. Вот в нем на протяжении истории перебывали все возможные учреждения, от Навигационной школы до складов и музея, и использовали башню, что называется, по полной.

Башня на все случаи жизни

Часто ее сравнивают с кораблем с высокой мачтой. С обучения в Сухаревой и правда начинали свой путь многие мореплаватели. Москвовед Владимир Муравьев считает, что открытие Навигацкой школы в 1701 году вдохнуло в башню жизнь. С тех пор она здесь не затихала.
 
Со свойственной ему решимостью Петр распорядился записывать в будущие моряки «с принуждением», а пытавшихся пересидеть в Славяно-греко-латинской академии отправил в Петербург, сваи забивать. Обучающихся набралось около пятисот человек, они постигали математику, физику, историю, навигацию и иностранные языки. Школа занимала Сухареву башню до пожара, который случился в 1712 году.
 
Ученики навигацкой школы славились своим театром. Как-то раз они объявили, что покажут нечто такое, что превзойдет все ожидания. На представление явился сам Петр I. Когда публика расселась, на сцену вышел мальчишка, повесил на занавес лист бумаги с надписью «1 апреля» и со смехом убежал. Петр шутку оценил.
 
Вид на Сухареву башню. Художник Шалаев А. Е.
 
Служила башня и чем-то вроде спецхранилища — одно время к ней был пристроен особый амбар, в котором находился маскарадный корабль Петра «Миротворец». Его во время праздника возили по улицам Первопрестольной на лошадях. Здесь также жили монахи Перервинского монастыря, но при этом под боком у них находились военные склады. Опять же по легенде, штат Сухаревой башни, формально относившейся к Адмиралтейству, первым присягнул императору Николаю I в Москве. В 1829 году башню начали использовать как водонапорную. В зеле ее второго этажа разместили резервуар для воды на 6500 ведер. Вода перекачивалась из Мытищ паровыми машинами Алексеевской водокачки, а потом поступала в городские фонтаны и бассейны. Когда в 1892 году заработали Крестовские водонапорные башни, воду перестали подавать в Сухареву башню, а в начале 1900-х разобрали и резервуар в ней.
 
В общем, одно событие следовало за другим. В 1926 году башню признали памятником архитектуры, и казалось, можно жить спокойно, тем более что к этому времени в здании расположился Московский коммунальный музей. Но впереди уже маячил Генеральный план реконструкции столицы.
 
Власти страны сочли, что постройка мешает движению и ее надо снести. Против выступила вся художественная общественность, но отстоять ее не удалось. «Выровняйте Лубянку и Сретенку, удалите Сухареву башню, и вы получите новый проспект»,— говорил первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б) Лазарь Каганович. В 1934 году башни не стало.
 
Первые предложения о восстановлении архитектурной жемчужины Москвы прозвучали еще в 1978 году и с завидной регулярностью появляются до сих пор. В 1986 году провели конкурс проектов, в 1996 году, когда российскому флоту исполнялось 300 лет, появилась даже надежда на скорое решение… Однако реальных шагов в этом направлении пока не сделано.

А как же мифы?

Мифы и легенды это не составная часть жизни Сухаревой башни — это и есть ее жизнь, причем с самого рождения. Чаще всего народная молва связывала здание с Яковом Брюсом, государственным деятелем, инженером и ученым. Он действительно часто бывал здесь, так как возглавлял Навигацкую школу и обустроил для учеников обсерваторию. Но шотландское происхождение наряду с учеными занятиями — все это, похоже, оказалось слишком необычно для простого люда. Брюсу приписали владение некой волшебной черной книгой, конечно же, царя Соломона, которую он спрятал в потайной комнате башни. И Сталин, распорядившийся ее разобрать (а сооружение именно разобрали, а не обрушили за один день), просто искал эту книгу. Говорили также, что Брюс по ночам облетает спящую Москву на огнедышащем драконе. И конечно, был у него тайный кружок, основанный другим иностранцем — Лефортом. Ближайшие сподвижники Петра и сам царь якобы входили в «Нептуново общество» то ли мистиков, то ли масонов, а заседали в Сухаревой башне, и не где-нибудь, а в рапирной зале. 
 
Вид Сухаревой башни с Малой Сухаревской площади. Художник Шалаев А. Е. 
 
Еще говорили, что по здешним коридорам регулярно бродили привидения, что, поднявшись под крышу башни, Наполеон видел бесчисленные рати, угрожавшие ему, и в итоге пошел из Москвы не по той дороге. И что башня по волшебству уцелела в пожаре 1812 года. Да чего только не говорили! Мы начали с цитаты из книги собирателя московского фольклора Евгения Баранова. Закончим рассказ о Сухаревой башне историей из нее же: «Троим хотели поставить памятники: Брюсу, Сухареву и Пушкину. Три памятника хотели поставить, да царь воспротивился: — Брюсу, говорит, не за что: он волшебством занимался и чорту душу продал... И Сухареву тоже не приказал царь. — Какой, говорит, ему памятник надо? Есть Сухарева башня, и довольно с него... Ну, а Пушкина все же одобрил». Так и в жизни: одному молва, другому имя, увековеченное в названии башни, третьему — памятник. Главное, чтобы хоть что-то осталось. От Сухаревой остался хотя бы фундамент.
 

Скобяные лавки и красные фонари

 
История Сретенки — это хроника неумолимого падения. Сначала это был главный московский путь — дорога к Троице-Сергиевой лавре, место остановки многочисленных паломников, ворота для торговли. С XVIII века ключевым направлением становится северо-западное, к новой столице, то есть Тверская улица. Сретенка уступает ей пальму первенства. Еще в первой половине XIX века дворяне не стеснялись селиться неподалеку от Сретенки, в переулках. Но во второй половине столетия улица и особенно ее ответвления приобрели дурную славу.
 
С севера вырос огромный Сухаревский рынок, шумный, пахучий, с торговками и карманниками. С запада разрасталась клоака Грачевки, с ее кабаками и публичными домами самого низкого пошиба. Были и приличные клочки — например, Панкратьевский переулок, рай для коллекционеров, где в небольших лавочках можно было купить все, от ржавых предметов утвари до великолепных старинных редкостей. Но в целом Сретенка становилась все менее благополучной. 
 
Сухаревский рынок перед его закрытием. Художник Коленда В. К. 1924 год.
 
«Студент-медик Майер и ученик московского училища живописи, ваяния и зодчества Рыбников пришли как-то вечером к своему приятелю студенту-юристу Васильеву и предложили ему сходить с ними в С — в переулок». Так начинается рассказ Чехова «Припадок» о путешествии трех молодых людей по публичным домам Соболева переулка (теперь — Большой Головин переулок). Для Васильева это как страшный сон, от двери к двери, от одного борделя к другому. «Два ряда домов с ярко освещенными окнами и с настежь открытыми дверями», «веселые звуки роялей и скрипок» — студента поражает размах московской проституции.
 
Автор популярных путеводителей по Петербургу и Москве Маврикий Якрин предупреждает в 1884 году респектабельных гостей города, что в окрестностях Сретенки им делать решительно нечего: «Гостиниц и меблированных комнат здесь чрезвычайно мало, но зато обилие всяких трактиров и кабаков средней и низшей пробы с органами и развеселыми девицами».
 
Сама Сретенка выглядела небогато, но приличнее переулков. На первых этажах домов были лавки: торговали всем подряд, всевозможной мелочью, дешевой мебелью, посудой. За долгие годы многие дома вросли в землю, и окна некоторых лавочек оказывались на уровне пояса. Из одного такого окна продавался, по свидетельству Гиляровского, лучший в Москве табак — розовый. «Его делал пономарь, живший во дворе церкви Троицы-Листы, умерший столетним стариком. Табак этот продавался через окошечко в одной из крохотных лавочек, осевших глубоко в землю под церковным строением на Сретенке».
 
На Сретенке жили самые разные люди: ремесленники, торговцы, бедные студенты художественных училищ. О последних тоже подробно писал Гиляровский: часто они продавали свои работы на Сухаревском рынке или в лавки Панкратьевского переулка, а потом вырученные деньги тратили в сретенском трактире «Колокола», излюбленном месте церковных живописцев. Кабаков на Сретенке и в переулках было множество, но память о них ушла — из известных мест находятся лишь «Колокола» и еще кабак «Лупиха», давший ненадолго свое имя Лупихинскому переулку (теперь — Даев переулок).
 
Борьба с пороком шла неустанно: дурная репутация района отвадила от него состоятельных квартирантов. В 1905 году сретенские домовладельцы обратились к городским властям с просьбой закрыть бордели. Но получили ожидаемый ответ: дома терпимости существуют совершенно законно, находятся в Сретенской части издавна, никаких оснований для их ликвидации нет. Через два года домовладельцы все-таки добились перемен: переулки с особенно печальной славой переименовали, вернув им древние названия: Пушкарев, Большой Головин, Печатников. 
 

Новая Сретенка

 
В 1910-е годы облик улицы стал стремительно меняться. От Сретенских ворот до Сухаревой башни проложили рельсы и пустили трамвай. Множество зданий снесли, а вместо них построили высокие многоэтажные доходные дома. В 1911 году улицу заасфальтировали, в 1914 году между Последним переулком и Большим Сухаревским появился кинотеатр «Уран» — один из первых в Москве. Еще старше другой кинотеатр — «Гранд-электро». Он дожил под разными именами до 1970 года.
 
Магазины стали побогаче, публика — респектабельнее: врачи, учителя, профессура, адвокаты. Больше никаких лотков посреди улицы и красных фонарей в переулках. На фотографиях начала XX века Сретенка — внушительная торговая улица, с магазинчиками под живописными маркизами. 
 
Трамвай на Сретенке. Фотография 1932 года.
 
В советское время Сретенка снова изменилась. В 1930-е годы уничтожены церкви Святого Панкратия и Сергия в Пушкарях, монастырские постройки, лишился главы храм Троицы в Листах. Но самая страшная потеря — Сухарева башня. У Сретенки была своя неповторимая деталь — отсутствие открытой перспективы. Улица шла от Сретенских ворот и упиралась в величественную башню. В 1934 году ее разрушили, и с того времени от Сретенки стала просматриваться 1-я Мещанская, сейчас — проспект Мира. Структура слободы — дома без ворот и многочисленные ответвления переулков — сохранилась, как и само торговое предназначение улицы. На первых этажах, выходивших на Сретенку, как и в XIX веке, были магазины: знаменитая «Букинистическая книга», «Спортивная книга», булочная рядом с кинотеатром «Уран», табачная лавка. Самое удивительное, что при советской власти не произошло массового переименования сретенских переулков (исключением стал Пушкарев переулок, названный в 1945 году в честь мхатовского актера Николая Хмелева).
 
Последний предпоследний переулок. В советские годы одному из переулков возвратили историческое название, и до сих пор это остается топонимическим казусом. До 1922 года предпоследний переулок по левой, нечетной, стороне Сретенки назывался Мясным, так как там торговали мясом. Но затем ему вернули название, бытовавшее в XVIII веке, — Последний переулок (улица тогда была короче). И до сих пор предпоследний переулок Сретенки называется Последним.
 
Но самое главное — сама Сретенка так и не поменяла названия, полученного при рождении.
 
Что ж, друзья… На этом заканчивается наша виртуальная экскурсия по Москве. Надеемся, она вам понравилась. Ну а если ваш интерес не иссяк и вы хотите воочию увидеть красоты Сретенки и окунуться в реальную атмосферу города, приглашаем на нашу пешеходную экскурсию «В пространстве Сретенки — прогулка по уникальному району». На ней вы узнаете еще больше подробностей из истории этой легендарной улицы. Также возможно вас заинтересует экскурсия по соседствовавшей с ней скандальной Грачевке — "В переулочках Драчевки — квартала красных фонарей". Приходите! Будем рады лично познакомиться с нашими самыми любознательными читателями.