Усадьба Студенец и парк культуры и отдыха ''Красная Пресня''

 
Старинная дворянская усадьба Студенец расположена на левом берегу Москвы-реки, в Пресненском районе столицы, на территории парка культуры и отдыха «Красная Пресня». Официальный адрес усадьбы: Мантулинская улица, владение 5.
 
Усадьба Студенец, основанная при старинной Звенигородской дороге, близ урочища «Три Горы», относится к одним из самых ранних московских усадеб и является уникальным в своем роде садово-парковым комплексом Петровского времени.
 
История ее берет начало в XIV веке. Считается, что название «Студенец» родилось от студеного родника, ручья, протекавшего через эту местность и впоследствии наполнившего своими чистейшими водами изумительные по красоте искусственные каналы и пруды парка. В XIV веке село Выпряжково на Студенце, являвшееся прародителем современной усадьбы, принадлежало серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму – герою Куликовской битвы, двоюродному брату Дмитрия Донского и внуку Ивана Калиты. После кончины князя вдова его, княгиня Елена Ольгедовна, в 1431 году передала владение митрополиту Фотию. Тот же, в свою очередь, передал его основанному в 1430 году Новинскому Введенскому монастырю. Здесь, на ручье Студенец, были обустроены патриаршьи пруды. Монастырь владел землей до первой четверти XVII века, после этого она постепенно начала переходить в удельную собственность русских царей и князей и использовалась под нужны дворцового хозяйства.
 
В конце XVII века земли села Выпряжково были пожалованы Петром I его ближайшему сподвижнику – князю Матвею Петровичу Гагарину, который устроил на них свой загородный двор.
 
 
 
 
Гагарины – один из старейших русских дворянских родов, являющийся ветвью княжеского рода Стародубских, основателем которых был князь Иван - младший сын Всеволода Большое Гнездо. Потомок князя Ивана в седьмом колене, князь Михаил Иванович Голибесовский-Стародубский, получил мирское прозвище «Гагара», которое впоследствии перешло его предкам в форме трансформировавшейся фамилии. От Михаила Ивановича Гагары и пошли четыре ветви князей Гагариных, к одной из которых принадлежал владелец Студенца князь Матвей Петрович Гагарин – колоритнейший персонаж Петровской эпохи. 
 
Портрет князя Матвея Гагарина. Художник Сальватор Тончи.
 
Петровское время – яркая страница российской истории, эпоха перемен и открытий, формирования новых представлений об эстетике в искусстве. Широко известно увлечение Петра I Европой.  В 1697-1698 годах молодой царь совершил длительное путешествие  по Голландии, самой передовой стране того времени, первой в мире буржуазной республике и главной морской державе, где он наблюдал за складом жизни голландцев, обучался корабельному мастерству, работая на верфи простым плотником, осматривал фабрики, мастерские, лаборатории, посещал театры, музеи, встречался с инженерами, учеными и художниками. Уделял внимание царь и парковым ансамблям, он посетил все знаменитые сады Нидерландов, и его путевые заметки пестрели описаниями европейских парков.
 
В Голландии по приказанию Петра нанимались для работы в России специалисты разных областей деятельности, в том числе и садоводы. По возвращении своем на родину царь отправлял русских за границу учиться ремеслам и наукам, в частности, и садовому и ландшафтному искусству. За рубежом закупались книги по благоустройству парков, ботанике, архитектуре малых форм, приобретались альбомы с иллюстрациями и планами лучших дворцово-парковых ансамблей, которые Петр в своей поездке лично осматривал и изучал с целью дальнейшего применения полученных знаний на практике. Великий преобразователь стремился к развитию в России в деле садоводства изящных вкусов и внедрению новейших приемов декоративного искусства.  По заявлениям историков, Петр обладал сильным эстетическим чутьем и был одарен незаурядным чувством прекрасного. Привлекая к работе в России мастеров из Европы, он неизменно останавливал свой выбор на самых лучших и одаренных. Любимым садовым мастером Петра был голландец Ян Роозен (Росен), которого он в 1712 году пригласил для создания в Петербурге задуманного и спроектированного царем Летнего сада. С основателем Московского госпиталя – нидерландским доктором Николаасом (Николаем Ламбертовичем) Бидлоо, - устроившим сад «при своем доме» на Яузе на земле, выделенной царем, Петр лично вел переписку, руководя, подсказывая, советуя, как рыть каналы, пруды, перекидывать мостки и прокладывать аллеи, чтобы создать настоящий «голландский сад».
 
Классическим прототипом голландских садов на протяжении всего XVII столетия считался «канальный сад» Фредерика Хендрика, созданный в 1621 году. Небольшой сад развернут на ровной площади, имеет две основные осевые аллеи, пересекающиеся под прямым углом и делящие его на четыре части. Прямоугольные партеры акцентированы стрижеными аллеями, водные каналы подчеркнуто геометричны. Дом владельца замыкает главную композиционную ось парка. Именно такими садами – со строгой линейной композицией, простой и четкой прямоугольной планировкой, системой небольших декоративных водоемов – любовался Петр в Голландии во время своего путешествия и впоследствии стремился у себя на родине создавать ансамбли по их образу и подобию.
 
Матвей Петрович Гагарин, владелец усадьбы Студенец на Москве-реке, принадлежал к ближайшему окружению Петра I.  Один из любимцев царя, он сопровождал его в европейских поездках, а по возвращении из них активно участвовал во всех его делах и начинаниях. В молодые годы он служил стольником при московском Дворе, позже был воеводой в Иркутске и Нерчинске, некоторое время являлся послом в Китае. По словам современников, Петр уважал Гагарина за многие прекрасные качества.
 
После победы России над Швецией и присоединением новых территорий стал актуальным вопрос связи внутренних районов страны с Балтикой и с новой строящейся столицей. Для решения его Петр замыслил обратить русла рек при помощи каналов в удобные транспортные артерии. Первым таким водным путем, соединившим центральную Россию с Петербургом, стал Тверецкий канал в Вышнем Волочке. В 1703 году начальником его строительства был назначен М.П. Гагарин (потому и канал долгое время именовался Гагаринским).  Во время осуществления проекта строительства канала Гагарин проявил себя способным инженером, сумевшим при содействии привлеченных к работам голландских мастеров умело использовать гидротехнический потенциал местности. В 1708 году, сразу по завершении сооружения Тверецкого канала, Петр учредил в Москве губернаторский пост, назначив на него М.П. Гагарина и поручив ему первым делом укрепление старинных стен Кремля и Китай-города новыми бастионами.
 
Вероятно, именно в этот период М.П. Гагарин, ставший московским губернатором, устраивает в своей усадьбе Студенец «канальный сад» на голландский манер. Ведь его царственный покровитель искренне увлечен Голландией, мечтает о создании Русского Амстердама. Ориентируясь на вкусы Петра и желая, вероятно, приятно поразить его, Гагарин спешит обустроить в Студенце голландский сад. Вполне возможно, что создание паркового ансамбля было приурочено к вполне определенному событию: на конец  1709 года по велению Петра I в Москве назначено грандиозное восьмидневное торжество по случаю победы русских войск под Полтавой, князю Гагарину поручено организовать празднество. Естественно, новый губернатор мечтал устроить Петру пышный прием в своей только что отстроенной усадьбе.
 
При строительстве усадебного комплекса М.П. Гагарину пригодился опыт работы по устройству Тверецкого канала, к месту оказались технические знания и умения голландских специалистов и силы русских строителей, занятых на перекопных работах.
 
Равнинный характер земельного участка, обилие воды: Москва-река, существовавшие с давних времен пруды бывшей патриаршей усадьбы, ручьи и источники – эти природные условия создавали удивительное сходство с ландшафтами Голландии и предоставляли возможность для успешного осуществления задуманного проекта сада. Все естественные факторы были учтены и использованы для создания масштабного и живописного гидропарка, состоящего из целого лабиринта водных каналов и островов между ними, к сожалению, лишь частично сохранившихся до наших дней. Для русской усадебной культуры XVII-XVIII веков традиционным считалось размещение дворцово-паркового комплексов на берегах рек или у прудов для максимального использования всех преимуществ такого расположения и освоения водных ресурсов местности в утилитарных и декоративных целях. Парковый ансамбль Студенца создан в духе этих традиций – с активной и свободной ролью воды в его ландшафте. Но главное отличие, выделяющее Студенец из ряда усадебных ансамблей других эпох, предшествовавших петровской или следовавших за ней,  - это удивительная строгая простота, ясность планировки и обширность водной поверхности в композиции. В осуществленном Гагариным проекте были эффектно объединены две стихии – вода и воздух. Сухость линий регулярной композиции ансамбля мягко разбавлена воздушной перспективой, в которой растворяются, пропадают дальние планы, а вода и зелень создают живописную, приятную глазу картину.  
 
Хотя каналы восточной части парка исчезли в конце XIX века, по сохранившимся до нашего времени элементам водной системы парка можно воссоздать первоначальную структуру планировки Студенца. Это размеренный регулярный «голландский» сад с прямыми линиями каналов, обширными водными поверхностями и четкими осевыми аллеями из невысоких стриженых деревьев. Впрочем, в западной части парка сохранилось несколько очень старых, свыше 300 лет, дубов. Как известно, Петр I любил большие старые деревья и при формировании новых парковых ансамблей приказывал их сохранять. Наличие 300-летних дубов в Студенце, видимо, говорит о желании создателя сада и в этом следовать желаниям царя. Возможно, здесь присутствовали и другие породы деревьев, ведь помимо дубов, Петр любил еще и липы, вязы, лиственницы, грабы, буки, каштаны, и из Голландии в Россию было привезено несколько тысяч саженцев этих пород. Голландский сад традиционно оформлялся причудливыми беседками и галереями, трельяжами для вьющихся растений, гротами, скульптурой. Активно использовались и цветы: сады изобиловали цветниками, в основном из «пахучих» цветов.  
 
Трагически сложилась судьба создателя усадьбы Студенец – соратника Петра I Матвея Петровича Гагарина. Удача часто баловала его, сопровождала на пути карьерного роста, пока однажды не отвернулась от него и не покинула навсегда. Государь высоко оценил заслуги и деловые качества Гагарина при строительстве гидротехнического комплекса на Тверце и московском губернаторстве, поэтому после учреждения в 1708 году губерний именно его назначил губернатором Сибири.  
 
Во время своего руководства этим краем  Гагарин многое сделал для него: достроил в Тобольске каменный Кремль, украсил сибирскую столицу многочисленными каменными постройками, внес богатые вклады в Тобольский Софийско-Успенский собор и другие храмы, жертвовал средства на бедствующих пленных шведов, находившихся в Сибири, укреплял отношения России с Китаем. Первоначально князь Гагарин следовал указаниям государя, однако позже стал самовластно управлять богатым и обширным краем, не отказывая себе лично в роскоши и удовольствиях, слава о которых докатилась и до столицы. За обедом у князя подавали порядка 50 различных кушаний на серебряной и золотой посуде; подковы лошадей Гагарина были серебряными, колеса кареты – тоже окованы серебром; в Москве на Тверской улице князь выстроил для себя потрясающие своим великолепием палаты, в которых стены были зеркальными, а потолки представляли из себя стеклянные аквариумы с живыми рыбами; среди принадлежащих ему богатств был самый драгоценный из всех известных на тот момент рубинов, привезенный ему из Китая (впоследствии он был подарен князю Меньшикову, а от него перешел к Екатерине I). Похоже, что князь все меньше думал о пользе государства и все больше – о своей собственной. Существует также мнение о том, что  Гагарин не просто злоупотреблял финансовыми тратами казенных средств, но и вовсе намеревался отделить Сибирь от России и создать обособленное государство под своим управлением. 
 
Недоброжелатели не преминули донести царю о действиях Гагарина, и Петр резко изменил к тому отношение. Официально проштрафившийся губернатор был отдан под суд за финансовые махинации, однако истинной причиной опалы многие называли замышляемый им мятеж. Комиссия «Большого сыска», проведя следствие и рассмотрев дело, обвинила Гагарина в казнокрадстве. Пытаясь спасти себя, он обратился с письмом к Петру, признавая свою вину и прося помилования. Но царь не простил превышения данной ему в Сибири власти и, видимо, желая раз и навсегда положить конец чиновничьему казнокрадству, повелел публично казнить князя. В 1721 году бывший сибирский губернатор был повешен в Петербурге в назидание современникам и потомкам. А тело его в качестве знака устрашения коррупционеров еще много месяцев оставалось повешенным на виселице на всеобщем обозрении. Одновременно с казнью князя было конфисковано все его имущество, изъятые имения были пожалованы Пашкову, Брюсу, Девиеру, Мамонову, московские и загородные дворы переданы Олсуфьеву. Наказаны были и ближайшие родственники казненного князя. Сын его, Алексей Гагарин, был разжалован в матросы.
 
В период правления Анны Иоановны Студенец был возвращен внуку М.П. Гагарина  - Матвею Алексеевичу, который вновь обустроил усадьбу. В царствование Елизаветы I «дача Гагарина» была популярным местом гуляний, где устраивались разнообразные забавы: выступления фокусников, канатоходцев, многочисленных музыкантов и певцов, пуск фейерверков, иллюминация и пр.
 
Несмотря на перипетии в судьбах владельцев усадьбы Студенец, на протяжении XVIII века первоначальный облик созданного там «водного» регулярного парка существенно не менялся. В архивных материалах сохранилось несколько планов усадьбы второй половины XVIII века. В тот период она значилась в документах загородным домом Гагариных, а в неофициальных источниках фигурировала как «Гагаринские пруды». На планах 1763, 1767, 1778 годов видно, что вдоль западной границы парка протекает ручей, питающий западную половину канала. В западном углу территории усадьбы обозначен небольшой регулярный сад. Восточная часть каналов соединена с прудом, выкопанным ниже колодца с ключевой водой.  В письменных источниках также упоминаются «дом господский деревянный, при котором копаные пруды с островами» и «Сенные покосы хорошие. Лес строевой».
 
Фрагмент сельца Студенец, владения господина Матвея Алексеевича Гагарина. 1763. Копия чертежа РГАДА. 
 
Во второй половине XVIII века дворянские гулянья, устраиваемые на «Гагаринских прудах», были широко известны в Москве и пользовались успехом у почетной публики. «Московские ведомости» от 27 июня 1754 года сообщают: «На сей неделе во вторник… на гульбище, что на Трех горах, было такое множество народу, какого редко в прежние годы запомнят… Напоследок к находящемуся там известному князя Гагарина дому за множество карет в близость подъехать, а по прудам за теснотою разойтись едва возможно было. При чем, что в здешней императорской столице ни есть знатное и богатое, прекрасное и великолепное, то все можно было тут увидеть». То же издание годом позже извещало читателей, что 24 июня «...великое собрание народу было на Трех горах, где в сей праздник обыкновенно бывает гульбище,  а  особливо на состоящих в близости оного места славных прудах князя Гагарина».
 
В 1804 году Студенец сменил владельца – его новым хозяином стал граф Федор Андреевич Толстой, сенатор, тайный советник, помещик, библиофил, участник Общества любителей русской словесности, коллекционер рукописей и старинных книг. В 1818 году дача в Студенце перешла в качестве приданого его дочери Аграфене Федоровне при ее вступлении в брак с Арсением Андреевичем Закревским, министром внутренних дел, а позже – генерал-губернатором Москвы.  Новые владельцы Закревские подолгу живут на даче, отдыхают, пьют трехгорную воду, плавают на лодках, рыбачат и наслаждаются видами прекрасного сада. 
 
Портрет графа А.А. Закревского. Неизвестный художник. 1810-е.
 
Портрет графини А.Ф. Закревской. Неизвестный художник. 1810-е.
 
А.А. Закревский участвовал в Отечественной войне 1812 года и при обустройстве разоренной за время военных действий усадьбы решил придать ей особый мемориальный характер, превратить парк в своеобразный памятник недавней войне. По его распоряжению строится новый деревянный дом с флигелями (не сохранился до наших дней).  Парк оформляется монументами, павильонами, гротами, посвященными войне и ее героям: М.Б. Барклаю-де-Толли, Н.М. Каменскому, П.М. Волконскому, А.П. Ермолову и др. Главным же символом патриотизма в обновленном усадебном комплексе становится ключ Студенец, ведь именно здесь причащались русские солдаты перед битвой с врагом осенью 1812 года. Над Святым источником сооружается восьмигранный павильон Октагон. 
 
Семью Закревских в обновленной усадьбе навещали многие известные люди.  Известно, что однажды Студенец посетил генерал А.П. Ермолов, которому хозяевами с торжественностью был продемонстрирован монумент, воздвигнутый в его честь. Возможно, бывал в гостях и Д.В. Давыдов  - знаменитый поэт и партизан войны 1812 года, - во всяком случае, он часто бывал в другом имении Закревских – в Ивановском под Подольском.
 
Супруга А.А Закревского  Аграфена Федоровна Закревская, которую еще с девических времен звали нежно «Грушенька Толстая», была известна в свете как красивая, блестяще образованная и воспитанная, независимая во взглядах женщина с живым и острым умом. Она была объектом преклонения многих. Ей посвящал стихи Е.А. Баратынский, восхищался П.А. Вяземский, до женитьбы ею был увлечен А.С. Пушкин. Последний в своих письмах к А.И. Вяземскому называл ее «медной Венерой». Она часто вдохновляла его, была музой его творчества. А.Ф. Закревская предстает в одной из глав «Евгения Онегина» «блестящей Ниной Воронскою», «Клеопатрою Невы». И после женитьбы поэт не переставал восхищаться красотой, умом и манерами Закревской, воссоздавая ее образ в стихах и прозе. В неоконченных повестях «Египетские ночи», «Гости съезжались на дачу», «Мы проводили вечер на даче» Пушкин вновь и вновь обращается к сюжету о Клеопатре, в героине коего явно просматривался все тот же прототип – «душа общества» и хозяйка Студенецкой усадьбы.  Бывал ли великий поэт в Студенце, точно не известно. Но он имел тесное знакомство с А.А. Закревским, неоднократно обращался к нему, был знаком и поддерживал общение со многими членами семейства, поэтому вполне мог посещать студенецкую дачу в конце 1820-х, когда подолгу жил в Москве.
 
Первая половина XIX века – период нового яркого расцвета усадьбы Студенец. Заслугу создания нового главного дома и других построек в парке многие искусствоведы приписывают знаменитому архитектору Доменико Жилярди (хотя некоторые называют авторами В.П. Стасова и А.Г. Григорьева). Чертежи строений близки по своей технике исполнения к манере Жилярди, а некоторые сильно напоминают другие его строения, однако точных свидетельств работы Д.И. Жилярди над проектом обновленного Студенца в данный момент нет. До нашего времени сохранилось два памятника той эпохи – павильон Октагон и Монумент-Колонна в парке, подвергавшаяся реставрации в 1960-х годах, прежде имевшая завершение в виде крылатой фигуры с мечом. При перестройке усадьбы Закревскими в парке между колоннами появилась пейзажная планировка с живописными тропинками и дорожками среди асимметрично размещенных монументов и павильонов; были расчищены и заполнены чистой проточной водой каналы; острова соединены деревянными мостками. Прежде прослеживавшиеся в построении и оформлении паркового комплекса голландские мотивы петровского времени сменились на итальянские. Современники восторженно именовали дачу Закревских «абсолютной Венецией с Садах». В целом А.А. Закревский не стремился к изменению основ, заложенных в композиции парка при строительстве в начале XVIII века, парк сохранил черты первоначального образа, но при Закревском его оформление было обновлено, и идея этого обновления приобрела мемориальный характер, внеся дополнительное смысловое значение отдельным архитектурным элементам ансамбля и сделав парк своего рода памятником героям войны 1812 года. 
 
Генплан усадьбы Студенец. 1830-е - 1840-е. Копия чертежа РГАДА. План Москвы Шуберта.
 
Главный усадебный корпус с флигелями. РГИА. 1830-е.
 
Главный усадебный дом с флигелями.
 
Павильон Октагон. РГИА. 1830-е.
 
Павильон в саду. РГИА.
 
Беседка в саду. Памятник на могиле коня А.А. Закревского, т.н. "Усыпальница коня Закревского".
 
Усадьба Студенец в  XIX веке пользовалась не меньшим интересом у публики, нежели в бытность ее в собственности у Гагариных. По праздникам дача Закревских была открыта для посещений, на ее территории проводились различные мероприятия, давались представления. Так, например, 19 августа 1828 года в Студенце происходил запуск воздушного шара, но котором «аэронавт госпожа Ильинская неустрашимо поднялась под огромным шаром на утлой лодочке довольно высоко, зажгла в зените своем несколько ракет и опустилась весьма щастливо на лугу подле дачи. Любопытных было очень много».
 
Студенец. Общий вид усадьбы. Картина неизвестного художника. 1820-е.
 
Студенец. Вид в парке. Картина неизвестного художника. 1820-е.
 
Около 1834 года, после отставки А.А Закревского с поста министра внутренних дел,  за 400 тысяч рублей Студенец приобретает Павел Николаевич Демидов, богатейший дворянин, владелец Уральских чугуноплавильных заводов, известный благотворитель и меценат. Новый владелец, впрочем, не стал использовать усадьбу в личных целях, а в качестве очередного своего акта благотворительности, коими он очень славился, подарил ее в начале 1834 года государству для основания какого-либо общественного заведения, присовокупив к подарку еще 15 тысяч рублей на ремонт главного дома. Супруга императора Николая I Александра Федоровна причислила Студенец к благотворительным учреждениям Ведомства императрицы Марии Федоровны, и в 1835 году позволила Обществу любителей садоводства открыть в усадьбе школу садоводства «с целью подготовки опытных садовников».
 
Портрет Павла Николаевича Демидова. Художник П.П. Веденецкий.
 
Школа садоводства разбила в усадьбе обширные цветочные питомники и оранжереи, в которых выращивались растения на продажу. Очень славились студенецкие штамбовые розы более сажени высотой, коллекции георгин неоднократно получали на выставках первые премии. На островах парка выращивались саженцы различных пород деревьев и кустарников. В теплицах успешно вызревали виноград и персики, в саду насчитывалось 60 разновидностей груш и 15 слив. Воспитанники школы обучались теоретическим и практическим основам садоводства, занимались акклиматизацией растений.
 
В период размещения в Студенце школы садоводства в усадьбе также постоянно собирались посетители. Летом каждое воскресенье устраивались здесь гулянья, музыкальные вечера, спектакли, ужины, организовывались  катания на лодках и катерах по каналам сада, фейерверки и прочие эффектные зрелища.
 
По-прежнему славился Студенец своими родниками и ключами. Студенецкая вода, в которой отсутствовали органические примеси, высоко ценилась в Москве: ее использовали для приготовления искусственных минеральных вод, брали к императорскому двору, когда тот пребывал в первопрестольной, и в дома знати и состоятельного купечества, «пользовали» при производстве на расположенном поблизости Трехгорном пивоваренном заводе.
 
В новый период усадьба продолжала подвергаться реконстуированию, в ней происходили некоторые перестройки, не носившие глобальный характер. Искусствовед Е.И. Кириченко приводит сведения об участии в строительных работах в Студенце во второй половине XIX века архитектора М.Д. Быковского. В архивах ЦИАМ имеются интересные планы северной части парка, датируемые 1908 годом, на которых представлена весьма своеобразная пейзажная структура и планировка небольшого сада в стиле модерн, а ассортиментная ведомость сада богата разнообразными декоративными растениями. 
 
Усадьба Студенец на топографическом плане Москвы 1838 года.
 
Усадьба Студенец на Хотевском плане Москвы 1852 года.
 
Усадьба Студенец на плане столичного города Москвы 1878 года.
 
Школа садоводства Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны просуществовала в Студенце до революции 1917 года. После усадьба была национализирована, и в смутные времена парковому комплексу пришлось несладко. Культурное наследие царизма серьезно страдало в рамках идеологической борьбы нового советского строя с традиционными порядками. Не стал исключением и канальный парк, оказавшийся в центре района рабочих-революционеров. Беспорядки, нецелевое использование и бесхозяйственность не лучшим образом отразились на его облике и состоянии. В 1931 году парк передали в ведение Трехгорной мануфактуры, а в 1932 году было решено создать на его базе парк культуры и отдыха «Красная Пресня». Казалось бы, это могло сохранить парк от уничтожения. Но стремление новой власти все переиначивать на свой манер превышало пределы разумного. Начались преобразования: часть прудов засыпали, берега каналов одели в бетон, что неблагоприятно сказалось на состоянии вод,  многие старинные живописные мостики разрушили, построив новые, не отличающиеся изысканностью и гармонией стиля, большинство монументов в память героев войны 1812 года исчезло безвозвратно. Из мемориальных объектов парка до наших дней сохранилась только Тосканская колонна на острове, правда, украшавшая ее некогда крылатая фигура утрачена. Старый усадебный дом фактически был разрушен в первой половине XX века, к 60-м годам от него остался лишь фундамент и один флигель. Были разобраны красивые ампирные ворота, оформлявшие въезд в парк. В 1955 году на месте снесенных сооружений школы садоводства было построено здание кинотеатра «Красная Пресня».
 
Усадьба Студенец на плане Москвы 1952 года.
 
Сохранившийся павильон-водокачка Октагон в 1975 году был передвинут на 22 метра в сторону из-за строительства высотных корпусов Центра международной торговли и потерял свое первоначальное значение оформлять родниковый ключ Святого источника, а сам ключ был убран в подземный коллектор, выходящий к Москва-реке. На территории бывшей усадьбы также были возведены некоторые хозяйственные постройки, спортивные сооружения, врывающиеся в парк и нарушающие его изначальную структуру и планировку. 
 
Передвижка павильона Октагон. Копия чертежа Э.М. Генделя. 1975 год.
 
В наше время прежняя загородная дача продолжает свою жизнь в городской среде, находясь едва ли не в самом центре шумного мегаполиса. В 1960 году центральная часть парка (около 18 га) объявлена памятником истории и культуры федерального значения и взята под охрану государства. Правда, в 2011 году статус охранного объекта был понижен до регионального значения. С  1990-х предпринимаются попытки частичного восстановления усадебного комплекса.
 
Проект восстановления пилонов ворот.  Моспроект-2, Мастерская-13. 1993 год.
 
По архивным фотографиям 1930-х годов в 1998 году реставраторами Н.Ф. Журиной и А.С. Королевой были воссозданы въездные ворота парка. Мемориальные традиции усадьбы были поддержаны воинами-афганцами, посадившими в парке аллею конского каштана. Выбор породы деревьев не был случаен: известно, что конский каштан рос в Студенце и раньше, его высаживал на одном из островков между каналами еще сам А.А. Закревский в третью годовщину рождения своей дочери Лидии (в 1829 году). С 2010 года начались работы по реставрации главного дома усадьбы с флигелями. В ближайшее время они должны завершиться, и у москвичей, хочется верить, появится, наконец, возможность увидеть воссозданный исторический облик великолепной в прошлом усадьбы.
 
Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Фронтальный вид. 2006-2008 годы.
 
Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Изометрический вид. 2006-2008 годы.
 
Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Дополнительные виды. 2006-2008 годы.
 
Подводя итог и оглядываясь на историческое прошлое усадьбы Студенец, стоит отметить, что увлеченность Петра I примером прогрессивной Голландии и его активная деятельность по продвижению отмеченных им за рубежом идей в садово-парковом искусстве заложила такие прочные основы и традиции в этой области, что в дальнейшем Россия дала мировой культуре поистине великолепные образцы парковых ландшафтов, способные составить достойную конкуренцию своим европейским прототипам. И «канальный сад» М.П. Гагарина в усадьбе Студенец – один из самых ранних их таких образцов и совершенно уникальный для Москвы и России.  
 
Ну, и напоследок несколько современных видов парка культуры и отдыха "Красная Пресня".
 
Карта парка культуры и отдыха "Красная Пресня".
 
Вход в парк. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com
 
Фрагмент пилонов входных ворот. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com   
 
Памятник В.И. Ленину в парке Красная Пресня. Photo by MIA / osd.ru
 
 
Памятник В.И. Ленину. Photo by MIA / osd.ru
 
Фонтан.
 
Павильон Октагон. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com
 
Тосканская колонна. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com
 
 
 
Photo by champer / club.foto.ru 
 
 
 
Photo by Vitaly Karavan/ life-list.ru 
 
Photo by MIA / osd.ru
 
 
 
В основу материала легла статья Циприс И.Б. "Студенец - московская усадьба Петровского времени" / Русская усадьба. М., 2005. Вып. 11 (27).