Храм Всех Святых во Всехсвятском. Картина художника В. В. Герасимова.
Площадь Марины Расковой, метро «Сокол» и соседние улицы — эта территория раньше относилась к селу Всехсвятскому, которое теперь оказалось в центре района Сокол. Одни исследователи относят основание села к концу XIV века, другие — к концу XV века. Но настоящий расцвет Всехсвятского — это период, когда им владели грузинские цари.
Грузинским село стало довольно случайно. Как указывают источники, в XIV веке на этих землях в селе Святые Отцы на речке Ходынке находился монастырь. В Смутное время село было полностью разорено. После 1678 года оно стало вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского, фактического правителя страны при царе Федоре Алексеевиче. В 1683 году Милославский возвел здесь небольшую каменную церковь Всех Святых, от которой и пошло новое название села — Всехсвятское. Через два года боярин скончался от удара, и селение отошло его дочери Федосье Ивановне. Та умерла в 1695 году, и тогда село досталось ее мужу, имеретинскому царевичу Александру Арчиловичу.
Отец Александра Арчиловича, царь Кахетии Арчил II, вел бесконечную борьбу с имеретинским царем Багратом V. Баграта поддерживала Оттоманская Порта, Арчил пытался заручиться поддержкой русских царей. В 1679 году османская армия вторглась в Имеретию, Баграт на время вернул себе царство, а Арчил бежал в Москву, прося защиты у царя Федора Алексеевича. В столице он прожил шесть лет, сохраняя титул царя имеретинского, а его старший сын Александр стал товарищем молодого царя Петра по потешным баталиям. Имеретинский царевич пользовался почетом при дворе: его статус был выше, чем у других отпрысков царственных особ — царевичей касимовских и сибирских. Александра женили на дочери боярина Милославского. И даже опала Милославских (боярина уже посмертно уличили в участии в заговоре, его останки выкопали и осквернили) не повредила другу Петра. Александр Арчилович вместе с молодым царем отправился в Великое посольство, побывал в Голландии, где остался изучать артиллерийское дело.
Имеретинский царевич мог бы стать впоследствии крупным военачальником. В 1700 году он получил чин генерал-фельд-цейхмейстера, то есть заведовал всей русской артиллерией. Осенью он выступил в направлении Нарвы, а затем, после тяжелейшего разгрома русской армии, попал в плен к шведам. Петр тщетно пытался вызволить царевича, предлагал уступить шведам и обменять его на 60 пленных офицеров и генералов. Но Александр Арчилович благородно отказался. Уже после Полтавы, в 1710 году, шведы согласились на обмен царевича на фельдмаршала Реншильда и графа Пипера. До России Александр Арчилович не доехал: по дороге он заболел и умер, а Петр еще долго добивался выдачи его тела, но безрезультатно.
«Писал ко мне царь мелетинский о вывозе тела сына его, что надобно вам жестоко говорить Пиперу и Рейншильту (дабы его бедную старость чем потешить) о их варварстве, что и над мертвыми немилость кажут; а в пример им сказать, что бывший в их службе принц виртембергский, когда умер, то не точно задержан, но с великой честью отпущено его тело к матери его», — сообщал Петр Сенату в 1711 году.
Село Всехсвятское после Александра Арчиловича, не оставившего наследников мужского пола, перешло к его отцу Арчилу II. Впоследствии имение стало настоящим центром грузинской культуры: Арчил основал в селе грузинскую типографию, позже, уже при его дочери — царевне Дарье Арчиловне, во Всехсвятском поселился прославленный поэт и мыслитель Сулхан-Саба Орбелиани.
Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725) — грузинский князь, государственный деятель, просветитель и писатель. Был воспитателем грузинского царя Вахтанга VI. В 1713-1716 годах с дипломатической миссией находился в Западной Европе. В 1724 году эмигрировал в Россию, где поселился во Всехсвятском. Сулхан-Саба является автором сборника басен и новелл «О мудрости вымысла». Им составлен «Толковый словарь грузинского языка», до сих пор не потерявший своего научного значения.
В 1730-х годах на месте старой церкви возвели новый храм Всех Святых с приделами иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» и св. Симеона и Анны. Этот храм сохранился до нынешнего времени. Осенью 1733 года были освящены приделы, в сентябре 1736 года — главный престол.
Всехсвятская церковь на Соколе.
В 1812 году внутри храма наполеоновскими солдатами была устроена конюшня, но уже на следующий год начались работы по восстановлению. Основной престол был освящен в 1813 году, а приделы — в 1815-м.
Во владении грузинского царского дома Всехсвятское оставалось до 1852 года, затем оно было продано: половина — в частное владение под дачи, половина — в казну. Но традиции сохранялись: в церкви служили, как и прежде, грузинские священники; на кладбище покоились князья Багратионы и Цициановы.
Ко второй половине XIX века село сильно увеличилось, встала необходимость в расширении церкви Всех Святых. Проект перестройки разработал академик архитектуры Александр Петрович Попов. В 1886 году был полностью перестроен свод основного объема — он стал выше на 4 метра, а также была расширена трапезная. Во второй раз она была увеличена в 1902 году по проекту архитектора Николая Благовещенского.
К рубежу XIX-XХ веков от прежнего села осталось немногое: дворцы были снесены ради строительства дач, аристократические прогулки по роще сменились народными гуляньями. После революции Всехсвятское вошло в состав Москвы и стало центром района Сокол.
Старинное надгробие с надписью на строгрузинском языке во дворе Всехсвятской церкви.
В период большевистского гонения на церковь храм был закрыт, в 1939 году в нем разместился склад, а пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. Сразу после войны местные жители добились разрешения на открытие храма, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящен.
В 1970-х годах здесь был самый большой приход в Москве, поскольку на севере и северо-западе столицы в это время почти не было других действующих храмов. В 1992 году он получил статус патриаршего подворья.
Здание церкви занимает важное место в развитии московской культовой архитектуры барокко, колокольня выдержана в традициях московского зодчества первой трети XVIII века. В здании использована традиционная композиция построения объемов храма, трапезной и колокольни по продольной оси. Колокольня имеет наклон около 5 градусов, за что ее называют одной из «пизанских башен» Москвы.
В интерьере церкви сохранились росписи 1884 года и конца 1940-х. Самая большая композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. Среди прочих здесь изображены святые, почитаемые в Грузии: Нина, Тамара и Дарья.
Роспись "Собор Всех Святых" над алтарем Всехсвятской церкви. Автор — протоиерей Г. П. Иванов.
При церкви есть находилось кладбище, известное с XVIII века. Здесь хоронили представителей грузинских княжеских родов, среди которых и известный писатель Сулхан-Саба Орбелиани.
В 1982 году церковное кладбище уничтожили. До наших дней сохранились лишь некоторые надгробные плиты и единственное белокаменное надгробие конца XVIII века, поставленное над могилой Ивана Александровича Багратиона, отца знаменитого полководца. В 1987-1998 годах около кладбища был устроен мемориал «Примирение народов». Он был установлен в память о воинах и мирных жителях, погибших в войнах и конфликтах ХХ столетия. Представляет собой несколько мемориальных плит и крестов, посвященных жертвам войн и красного террора.
Так некогда небольшое сельцо близ Москвы за 600 с лишним лет успело повидать монахов, смутьянов, грузинских царей, французских солдат и советских большевиков и в итоге стало одним из московских районов. А храм Всех Святых за свою почти 300-летнюю историю побывал и складом, и самым большим приходом в Москве. И сегодня продолжает украшать собой Песчаные закоулки района «Сокол».