Зачатьевский стародевичий монастырь

 
Зачатьевский монастырь, по имени которого названы Зачатьевские переулки, удивительным образом вписал в свою историю многие страницы летописи Москвы.
 
B XIV веке к юго-западу от Кремля лежали обширные земли, принадлежавшие московским владыкам. В ту далекую пору большую часть этой местности занимали луга с сенокосами. Они и дали название урочищу – Остожье, или Стоженец (ныне здесь проходит улица, которой возвращено ее исконное имя – Остоженка). Кроме того, из письменных свидетельств мы знаем, что Ходынским и Самсоновским лугами в XIV столетии по праву митрополита Российского владел святитель Алексий. Тихое, уединенное урочище с двух сторон было ограждено реками: Москвой-рекой и Остоженкой, давно уже не существующей, впрочем, как и многие другие малые реки нашей древней столицы. Кроме того, рядом возвышался Кремль, где всегда можно было укрыться в случае нападения неприятеля. Мысль об основании монастыря на этих землях, столь удобных для устройства святой обители, была внушена сестрам митрополита Алексия – Иулиании и Евпраксии – любовью к их старшему брату. И вот по благословению митрополита Алексия и, вероятно, с его помощью (или, как говорили прежде, его иждивением) около 1360 года был заложен древнейший в Москве женский монастырь – Алексеевский, который просуществовал на этом месте почти два столетия. 
 
Икона Святителя Алексия, Митрополита Московского, благословляющего своих сестер преподобных Иулианию и Евпраксию на создание монастыря.
 
По одной версии, первый храм обители освятили в честь Алексия, человека Божьего. Скорее всего, был он маленьким и деревянным, как и большинство храмов того времени. По преданию, у южной ограды стоял дом святителя Алексия, в котором владыка жил, когда наведывался в основанную им иноческую обитель. Еще в позапрошлом веке от митрополичьих покоев сохранялся подвальный этаж.
 
По другой версии, "вначале монастырь по соборной церкви именовался Зачатейским, по престолу в честь Алексия, человека Божия, – Алексеевским, по старшинству своему над прочими женскими монастырями на Москве – стародевичьим". Возможно, однако, что эти сведения относятся к разному времени.
 
В 1884 году было опубликовано "Историческое описание московского Зачатиевского девичьего монастыря". И в нашей статье мы часто будем обращаться к этому изданию, с благодарностью вспоминая автора книги, оставившего нам столь ценные сведения, – Л. Смирнова.
 
Имя святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси чудотворца, столь важно для истории нашего Отечества и так дорого всем православным, что, думается, не лишним будет привести краткие сведения о нем.
 
Святитель Алексий родился около 1300 года в семье черниговских бояр Колычевых. Во святом крещении младенец получил имя Елевферий. Будучи строгим подвижником с юных лет, он принял постриг и сделался преемником первого московского митрополита – святителя Петра. В трудные годы монголо-татарского ига пекся он о строительстве монастырей во многих русских городах. С его именем связаны и начальные страницы летописи обители в Остожье. "Весьма вероятно, – читаем мы в упомянутом исследовании Л. Смирнова, – что святитель Алексий, положивший основание обители, не оставлял ее своим попечением, уступив монастырю землю вокруг оного на известное расстояние: по крайней мере принадлежность земли не раз была утверждаема за монастырем дарственными грамотами князей и царей. Сами великие князья Иоанн II, а потом Димитрий Донской, столь близкие митрополиту, естественно, были близки к основанной им обители".
 
Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года и был погребен в кремлевском Чудовом монастыре. Мощи святителя были обретены 20 мая 1431 года, когда копали яму под фундамент храма, который взялись возводить вместо рухнувшего деревянного. Их перенесли в новый храм Чуда Архистратига Божиего Михаила, а позднее в Чудовом монастыре была построена церковь в честь святителя Алексия, где в 1485 году мощи его были выставлены для поклонения. Известно, что в пожаре 1547 года сгорел весь Чудов монастырь, уцелели лишь мощи святителя.
 
B 1393 году скончалась первая игуменья Алексеевского монастыря, сестра Иулиания. Л. Смирнов пишет, что с вестью о ее кончине "вопль и стенания наполнили дотоле мирную обитель и далеко за оградой монастыря были прочувствованы". А вот какое свидетельство мы обнаруживаем во фрагменте летописи того времени, приведенном Н.М. Карамзиным в "Истории государства Российского": "По Великом дни на четвертой недели (по Пасxe) в субботу на ночь преставися игумения Алексиевская Ульяна, от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви".
 
Нужно сказать, что игуменья Иулиания по своему духовному складу полностью отвечала тому пониманию истинного монашества, которое исповедовал сам святитель Алексий. А он пожелал ввести в новосозданной обители общежительство, которое в то время было далеко не во всех монастырях. "Хотя общежитие и есть истинно добрый и верный путь к преуспеванию в добродетелях, но, чтобы утвердить братство на этом пути, где главные основания: труд, нестяжание и отречение от своей воли, настоятелю необходимо иметь много ума и благочестия, силы характера и времени. А поэтому весьма было благодетельно для будущности новосозданной обители то, что первая ее игумения – Иулиания соответствовала всем этим требованиям". (Ушакова Е. Краткий исторический очерк московского Алексеевского монастыря. М., 1877)
 
По прошествии четырехсот семидесяти лет после кончины Иулиании послушница того же монастыря Засима по благословению игуменьи Калерии начала записывать чудеса, связанные с именами преподобных Зачатьевского монастыря Иулиании и Евпраксии. (Нигде не сказано, что инокини Иулиания и Евпраксия были прославлены; возможно, что они были местночтимыми святыми, поэтому упоминались как «преподобные».) Когда Засимы не стало, хронику чудесных явлений продолжили другие инокини; последняя, семидесятая запись датирована 4 марта 1909 года. Краткие повествования, названные "Сказаниями", очень поэтичны. Приведем некоторые из них.
 
Образ преподобных Иулиании и Евпраксии в киоте, расположенном на территории Зачатьевского монастыря. Фотография 2016-2018 гг.
 
Однажды некая послушница монастыря видела во сне двух незнакомых монахинь, которые бегали с ведрами к колодцу и поспешно носили воду к собору. На следующий день она рассказала сестрам о своем сне, чем смутила многих старец, признавших по описанию в этих монахинях Иулианию и Евпраксию. Через двое суток, как говорится в хронике, "сон явил себя на самом деле": в полдень началась страшная гроза, одна из молний попала в купол храма, и деревянные стропила загорелись. Сестры метались по монастырю, но потушить пламя, вспыхнувшее столь высоко, не могли. Внезапно пожар прекратился. И всем стало ясно тогда, что чудесное спасение храма, а может быть, и всего монастыря было совершено силою преподобных Иулиании и Евпраксии (Сказание 4).
 
Из другой повести мы узнаем, что игуменья Доримедонта, управлявшая монастырем с 1794 по 1818 год, имела большое желание, чтобы преподобные уже при ее жизни явили свои мощи. Тут как раз пришло время подновить церковь Неопалимой Купины, где покоились под спудом тела Иулиании и Евпраксии. Доримедонта попросила открыть их гробы. Но как только лопата коснулась домовины, руки и ноги землекопа "пришли в сильное сотрясение", и он в страхе отпрянул. А игуменья поняла, что преподобные до поры не велят тревожить их мощи (Сказание 6).
 
Две послушницы ночью из усердия качали воду из колодца к следующему дню, а затем направились к храму Неопалимой Купины поклониться преподобным. Во время молитвы они сподобились увидеть двух монахинь в мантиях и узнали игуменью Иулианию с сестрой ее Евпраксией. Преподобная Иулиания, заметив перепуганных послушниц, перекрестила их, улыбнулась и удалилась (Сказание 7).
 
Некий благочестивый человек, особенно почитавший преподобных, сильно захворал. И вот однажды, лежа за ширмами, он услышал шорох, а затем увидел Иулианию и Евпраксию. Они подошли к нему, благословили и сделались невидимы. Больному после этого стало лучше, вскоре он выздоровел и сразу отправился в монастырь, к гробнице его основательниц (Сказание 11).
 
Одна благородная девица собиралась выйти замуж. Казалось, все было готово к свадьбе, но жених почему-то медлил. Минул целый год. Невесте и ее матери посоветовали отслужить панихиду у гроба преподобных. Те так и сделали. А через три дня к ним пришел приятель жениха и поведал, что этот человек женат, имеет детей. Невеста и ее мать поблагодарили Господа и преподобных за разрешение мучившего их вопроса (Сказание 18).
 
B 1514 году во время одного из губительных для Москвы пожаров монастырь на Остожье полностью сгорел: ни от имущества, ни от построек его ничего не осталось. Однако тогда же "повелением и иждивением" великого князя Василия Ивановича на земле обители был возведен храм во имя Алексия, человека Божьего. Архитектором его был знаменитый Алевиз Фрязин (русские именовали итальянцев фрязинами).
 
21 июля 1547 года древнюю столицу вновь постигло огненное бедствие. Первопрестольная была объята пламенем пожара, прозванного впоследствии "большим московским". Начался он в одной из москательных лавок Китай-города, но буря, свирепствовавшая в этот час, способствовала тому, что огонь быстро перекинулся за Яузу, пронесся по Чертолью, достиг урочища Остожье, а уже оттуда распространился на самый город, захватив митрополичий и царский дворы.
 
Жители Москвы в панике бросали дома со всеми пожитками и разбегались кто куда. Известно, что сам царь Иван Васильевич Грозный поспешил на Воробьевы горы и оттуда смотрел на гибнущую в огне Москву. Митрополит Макарий пытался спастись от пожара в Успенском соборе Кремля, где едва не задохнулся от дыма. Через тайный ход его вывели к Москве-реке и хотели на канате опустить в воду, видимо чтобы облегчить его страдания, но веревка оборвалась и митрополит едва не утонул. Спасли владыку подоспевшие к нему на лодке люди, после чего он укрылся в Ново-Спасском монастыре.
 
За несколько часов в страшном и всепожирающем пламени погибла большая часть Москвы. Алексеевский монастырь со всеми службами, корпусами келий и недавно отстроенным храмом также был уничтожен этим пожаром.
 
В том же году Иван Грозный повелел Алексеевский монастырь перенести, то есть заложить его на новом месте, ближе к Кремлю (именно там, где позже был воздвигнут храм Христа Спасителя). При постройке этого храма в 1837 году Алексеевский монастырь был переведен в Красное Село. 
 
"Алексеевский монастырь в Чертолье". Художник Карл Рабус. 1838 год.
 
В Жалованной грамоте Зачатьевскому монастырю, данной великим князем Михаилом Федоровичем в 1623 году, об этом событии говорится следующее: "…при деде нашем Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче Всея Руси на том зачатейском месте был монастырь Олексея, человека Божия, и к тому-де монастырю дана была вотчина, и на ту вотчину была у них Жалованная грамота, и после-де Московского пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье".
 
При переводе Алексеевского монастыря не все сестры захотели покинуть святое и любимое ими место, и здесь осталась малая обитель, называвшаяся Зачатейской.
 
По преданию, в 1584 году царь Федор Иоаннович и царица Ирина, тяготясь своим бесчадием, дали обет. По их обету велено было возвести в монастыре храм Зачатия Пресвятой Богородицы (обычно именуемый церковью Зачатия Святой Анны) с приделами Святого великомученика Феодора Стратилата (небесного покровителя царя) и Святой мученицы Ирины, а также трапезный храм во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Алексия митрополита Московского, к тому времени уже проставленного. Эти сведения находят подтверждение в Жалованной грамоте, данной Зачатьевскому монастырю.
 
Борис Годунов, желая укрепиться на царстве и выглядеть продолжателем начинаний Федора Иоанновича, также делал "щедрые благодеяния" Зачатьевскому монастырю. Наступившее после него Смутное время, когда поляки овладели Кремлем, принесло немало бед и этой обители. Зачатьевский монастырь был осквернен, разграблен и подожжен. На сей раз огонь пощадил храмы, однако положение обители было крайне тяжелым.
 
Только с избранием на престол царя Михаила Федоровича вернулось спокойствие на землю Русскую. В 1623 году игуменья Зачатьевского монастыря Евфросиния с сестрами "били челом о государевой милости", и вскоре принадлежащие монастырю земли были закреплены за ним особой грамотой. Царь пожертвовал в обитель старопечатные книги – "Апостол" и "Четвероевангелие". На первых листах Евангелия от Матфея имелась надпись, которую мы приводим для возможного опознания книги, если она сохранилась где-либо в архивах или церквях: "Сию книгу пожаловал Государь Царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии в Зачатейской девичь монастырь за Черторыльскими вороты лета 7150 (1642) сентября в 19 день".
 
Царь Алексей Михайлович, вступивший на престол в 1645 году, продолжал делать богатые пожертвования в монастырь. Он подарил напрестольный серебряный вызолоченный крест и Жалованной грамотой подтвердил все привилегии, данные этому монастырю его отцом, Михаилом Федоровичем. Алексей Михайлович и сам бывал в обители. Так, в уже знакомом нам "Историческом описании московского Зачатиевского монастыря" есть такие строки: "Мая 21 день, в четверток, Великий государь изволил идти из села Хорошева к Москве и был в монастырях: в Алексеевском, в Зачатейском, в Ново-Девиче монастыре". Во время своих приездов, продолжает Л. Смирнов, "царь, не стесняемый этикетом, мог быть доступнее инокиням, входить в их быт, выслушивать их нужды".
 
Современному человеку, полагаем, будет интересно узнать, что некоторые государи "наделяли" инокинь и священников, служивших в монастыре, царским жалованием. Например, в "Книге царского жалования московским церквам" за 1625–1677 годы можно найти следующую запись: "В 1677 году в Зачатейской девичь монастырь Великаго Государя жалованья столовых и ужинных и молебных денег: 4 попам по 6 рублев, по 16 алтын, по 4 деньги человеку; 3 дьяконам по 5 рублей, по 5 алтын человеку; просфорниц 20 алтын, 2 деньги". Сестры же и игуменья получали царское жалование припасами (то есть продуктами).
 
Наступила Петровская эпоха. В начале царствования Петр I "не оставлял своими милостями" монахинь Зачатьевского монастыря. Однако, как и во всякое начинание, он внес в монастырское дело практицизм. При обители была устроена небольшая богадельня для престарелых воинов, которые получали от монастыря жалование деньгами и хлебом. Затем царь велел учить монахинь прядильному мастерству. Для этого в 1722 году пятьдесят инокинь с прядильного двора были посланы в различные женские обители осваивать это ремесло. Из описи Зачатьевского монастыря 1763 года видно, что в то время основным занятием монахинь и белиц (так именовали женщин, живущих при монастыре, но не принявших пострига) было именно прядение.
 
В 1696 году стольник Петра I Андрей Леонидович Римский-Корсаков с согласия игуменьи и по разрешению епархиального начальства выстроил надвратную церковь на месте ветхой деревянной часовни Всемилостивого Спаса, которая находилась на этом месте еще со времен царя Алексея Михайловича. Возведенная Римскими-Корсаковыми надвратная церковь сохранилась до наших дней и обычно зовется "Спасской". 
 
Надвратная церковь Зачатьевского монастыря. Фотография 1880-1890 гг.
 
Надвратная церковь была создана во имя Нерукотворного Образа Спасителя. (Эта икона связана с одним эпизодом из жизни святителя Алексия. B 1354 году он совершил путешествие в Константинополь. На обратном пути корабль попал в сильную бурю, но благодаря молитвам святителя остался цел. Тогда Алексий дал обет поставить храм во имя того святого, память которого будет отмечаться в день благополучного возвращения. Во исполнение этого обета в 1361 году он возвел храм Спаса Нерукотворного Образа при Андрониковом монастыре.)
 
С момента постройки надвратной церкви Зачатьевского монастыря она считалась домовым храмом Римских-Корсаковых и состояла в их ведении. Богослужения в храме совершались монастырскими священнослужителями по договору, содержание и обустройство церкви производилось на средства Римских-Корсаковых. Только в 1774 году при игуменье Амфилогии церковь и ее имущество все же отошли к обители.
 
Зачатьевский монастырь. Надвратная церковь. Святые ворота. Фотография 1890-1910 гг. 
 
Императрица Екатерина II осуществила заветную мечту Петра I – отобрала церковное имущество в казну. Для описи всех церковных земель в России и доходов от них была создана особая комиссия. Сохранилась "Опись Зачатейскаго девича монастыря" 1763 года и поименный список монахинь с указанием их происхождения, занятий в монастыре, а также белиц, среди которых было много представительниц известных дворянских фамилий, например, Анна Михайловна Аничкова, вдова Ирина Ивановна Шаховская, вдова Дарья Леонтьевна Блохина и другие. Кроме того, при монастыре на его содержании продолжали жить отставные солдаты, прапорщики, капралы.
 
По указу Екатерины II в 1764 году Зачатьевский монастырь был причислен к третьему, последнему классу и в нем установили новый штат: игуменья, казначея, пятнадцать монахинь (вместо девяноста при игуменье Иулиании!), семнадцать белиц, два священника, два дьячка и три служителя-привратника.
 
В 1765 году белица А.М. Аничкова просила преосвященного Тимофея позволить ей возвести за ее счет новую монастырскую церковь во имя Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая Купина. Разрешительная грамота была получена, и через год "для всегдашнего поминовения над гробами преподобных" возвели небольшой каменный храм. 
 
Зачатьевский монастырь. Усыпальница игуменьи Иулиании и монахини Евпраксии в церкви Неопалимой Купины. Фотография конца XIX века.
 
Вступление в 1793 году на престол императора Павла ознаменовалось, в частности, указом об увеличении окладов, положенных по штату архиерейским домам, соборам и монастырям, а также о наделении их мельницами, рыбными ловлями и землями. Получил свою долю и Зачатьевский монастырь – рыбную ловлю в Звенигородском уезде длинною в 3 версты, мельницу в Клинском уезде и 32 десятины земли в Бронницком уезде, в дачах сельца Саломыкова.
 
В 1798 году при игуменье Доримедонте с помощью преосвященного Платона и пожертвований доброхотов вместо обветшавшей была построена новая трапезная каменная церковь с приделами Святого великомученика Феодора Стратилата и Святителя Алексия митрополита Московского. При той же игуменье разобрали старую колокольню и в 1800 году сложили новую, трехъярусную, а еще через пять лет вместо соборной церкви Зачатия Святой Анны начали строить каменный храм во славу Рождества Пресвятой Богородицы. Наблюдение за работами взяли на себя известный зодчий того времени Матвей Федорович Казаков и его сын Матвей. (По другим сведениям, строительством занимался только сын.) Уже к 1807 году строительство храма "в изящном вкусе" было закончено, однако средства истощились, и для внутренней отделки их не хватило.
 
Наступил 1812 год. Войска Наполеона вошли в Москву. Многие сестры Зачатьевского монастыря покинули город, так же как и часть ее жителей. В обители осталась игуменья Доримедонта, десять инокинь, послушницы, белицы и один священник. Перед вступлением неприятеля в древнюю столицу игуменья с тремя помощницами сняли ризы с икон и вместе с наиболее ценной церковной утварью спрятали их под полом алтаря вновь построенного храма.
 
Ворота монастыря были заперты, священник Емельян Егоров ежедневно служил литургию. 4 сентября во второй половине дня, когда город уже горел, наполеоновские солдаты, сломав ворота, ворвались в монастырь. Игуменья и сестры заперлись в церкви и молились, готовясь к смерти. Когда одна из них вышла в келью за просфорами, враги схватили инокиню и стали бить, требуя открыть храм. Услышав крик, находящиеся в церкви отворили двери, и французы начали рыться в сундуках с имуществом монахинь. Однако были разочарованы скудностью добычи и в озлоблении подожгли монастырские строения, после чего бежали из горящей обители. Игуменья и сестры, испугавшись пламени, вышли через задние ворота, ведущие к Москве-реке, но, увидев повсюду множество солдат, вернулись. Их прибежищем снова стала монастырская церковь, где священник читал отходную, а инокини молились, плакали и прощались друг с другом.
 
5 сентября, после того как пожар в монастыре прекратился, двое из неприятельской армии вошли в храм и начали стрелять, чтобы поджечь его. Однако церковь осталась цела.
 
Монахини и игуменья Доримедонта жили в постоянном страхе и терпели голод. И вот одна из инокинь – Порфирия, та самая, которую били солдаты, когда она пошла за просфорами в келью, будучи отважной от природы, отправилась за Крымский мост. По ту сторону реки, на лугу, около небольшого особняка, где расположился французский барон Таулет, она увидела толпу жителей города. (Барон по зову совести защищал собравшихся у его дома людей от произвола и насилия наполеоновских солдат и офицеров.) Порфирия попросила Екатерину Петровну Зотову, знакомую Таулета, походатайствовать перед ним об игуменье и монахинях. Барон дал Порфирии солдата и приказал привести из обители игуменью и монахинь. Так трос суток инокини пробыли в его доме.
 
Тем временем французские войска продолжали грабить опустевший монастырь и вывезли из него все, что смогли. На четвертый день пребывания монахинь в доме Таулета барон решил перебраться в особняк Полторацкого, а инокиням велел вернуться в обитель под защитой двух своих солдат, которым выдал два охранных листа за своей подписью, В этих грамотах монастырь объявлялся полностью разграбленным, а покусившимся на поджог церкви барон угрожал смертью. Один из листов был прикреплен у входных ворот, другой – на дверях церкви.
 
В праздник Рождества Богородицы священник Емельян Егоров отслужил всенощную и молебен. A 2 A 22 сентября он же, найдя нетронутым престол в приделе Святителя Алексия, освятил воду и совершил Божественную литургию. На ежедневную службу кроме монахинь стекалось до двухсот жителей города.
 
Перед отступлением из Москвы, в ночь на 11 октября, французы взорвали Арсенал и Никольскую башню Кремля. От взрыва лопнули стекла в окнах монастырской церкви и распахнулись запертые железные двери. Враг ушел, но всюду остались тяжкие раны, нанесенные городу, многие храмы были разрушены или осквернены.
 
12 ноября епископ Августин по требованию Святейшего Синода предписал настоятелем и настоятельницам монастырей и благочинным церквей представить сведения о состоянии церквей, икон, церковной утвари и прочего имущества. 26 ноября Синод разрешил Комиссии духовных училищ выделить 3,5 миллиона рублей на восстановление строений и вознаграждение духовенства, потерпевшего разорение: 34 982 рублей получил Зачатьевский монастырь.
 
С весны 1813 года начали чинить Спасскую церковь, кельи настоятельницы и монахинь, больницы и другие постройки В 1814-м обитель была полностью восстановлена, и храмы ее освящены.
 
15 ноября 1817 года игуменья Доримедонта Протасова скончалась. Погребена она была в Новодевичьем монастыре.
 
В 1846 году белица Варвара Михайловна Головина, жившая при обители, попросила позволения построить за ее счет монастырскую больничную церковь во славу Сошествия Святого Духа, а при храме – жилой корпус для бедных и немощных стариц из числа насельниц монастыря. И духовное ведомство, и губернатор Москвы такое разрешение дали. Уже через четыре года храм и богадельня были построены и освящены. Здание монастырской больницы сохранилось до наших дней.  
 
Зачатьевский монастырь. Справа - собор Рождества Пресвятой Богородицы, слева - церковь Сошествия Святого Духа. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1881 год
 
Л. Смирнов заканчивает описание Зачатьевского монастыря 1881 годом. О последующих четырех десятилетиях его истории известно мало.
 
Другие источники упоминают лишь, что в начале XX века в Зачатьевском монастыре было выстроено еще одно здание – новый трапезный корпус, включавший просторную трапезную палату и мастерские для монастырских рукоделий. 
 
Зачатьевский монастырь. Новый трапезный корпус. Фотография 1900-1910 гг.
 
В 1924 году монастырь был закрыт. Его последняя игуменья взяла один из чтимых монастырских образов Богородицы Милостивой и свой игуменский жезл, собрала инокинь, и вместе они, вверив судьбу свою Божией Матери, отправились в храм Ильи Пророка в Обыденском переулке (в московском просторечии именуемый Ильей Обыденным).  
 
Собор Рождества Пресвятой Богородицы и колокольня Зачатьевского монастыря в начале сноса. Фотография 1932 года.
 
Более 70 лет в правом приделе храма Ильи Обыденного между двумя окнами хранился принесенный из монастыря образ и при нем игуменский жезл. И другие святыни из закрытого монастыря были спасены инокинями. Так, в храм Ильи Обыденного также были перенесены и размещены на западной стене храма три образа: Феодора Стратилата с надписью на доске: "Писал сей образ изограф Сергей Дмитриев", Феодосия Черниговского и "Зачатие Святой Анны". В правом же приделе храма у окна поместили икону Богоматери "Троеручица" с надписью на доске: "Подобие Пр. Богородицы, нарицаемыя Троеручицы, принесено бысть от греков от Св. горы Афонской обители в царствующий град Москву и оттоль в присную обитель Живоносного Христова Воскресения к Святейшему Патриарху Никону", В левом приделе храма расположили распятие из собора Зачатьевского монастыря. А в главном приделе храма, у левого клироса, позднее был поставлен образ Богоматери "Неувядаемый Цвет", принесенный в дар одной из монахинь Зачатьевского монастыря, долгое время хранившей его у себя дома. Этот случай позволяет предположить, что и другие иконы монастырских церквей могли быть разобраны по домам, но судьба их неизвестна. Последняя инокиня покинутого Зачатьевского монастыря скончалась в 1984 году.
 
Пока существовала обитель, ее монахини выпекали храма Ильи Пророка просфоры. После закрытия монастыря его инокини стали духовными дочерьми священников церкви Ильи Обыденного. Это свидетельствует не только о тесных связях, существовавших между Зачатьевским монастырем и храмом Ильи Пророка, но и об определенной преемственности, которая возникла волею судеб в тяжелые послереволюционные годы и долгие десятилетия существовала в живом общениң монахинь, священников храма и некоторых прихожан.
 
В начале 1990-х годов был поднят вопрос о возобновлении обители и восстановлении  изувеченного и перестроенного Зачатьевского монастыря. В 1991 году по благословению патриарха Алексия II при храме Ильи Обыденного было создано сестринство во имя Милостивой иконы Божией Матери. Сначала сестры собирались на богослужения в Обыденском храме, осенью же 1992 года первые насельницы вошли в Зачатьинскую обитель, а с декабря начали жить на ее территории. Официально монастырский статус Зачатьинской обители был восстановлен в 1995 году. С этого же времени началось постепенное восстановление храмов и других построек монастыря. В 2001-2005 годах восстановили купол храма Сошествия Святого Духа, к концу 2010 года реконструировали собор Рождества Пресвятой Богородицы. В целом реализация проекта по восстановлению монастырских строений длилась вплоть до 2014 года. В настоящее время на территории монастыря находятся пять храмов, включая пещерный храм Успения.
 
Вернулись в монастырь и его святыни. После решения Синода о возобновлении Зачатьевского монастыря протоиерей Алексей Егоров, служивший в храме Ильи Обыденного и являвшийся наставником монастырских насельниц, благословил создание списка иконы Божией Матери "Милостивая". 
 
Чудотворная икона Божией Матери "Милостивая" из Зачатьевского монастыря.
 
Несколько месяцев над списком этого образа трудилась художник-реставратор А.Д. Марченкова. Написанный ею список отличался от оригинальной иконы тем, что на нем художница изобразила еще и игуменский жезл. Предполагалось, что список образа останется в Ильинском храме, а оригинал чудотворной иконы вернут во вновь открывшуюся обитель, однако благословение священноначалия на это было получено не сразу, и в Зачатьевский монастырь передали список. Через несколько дней новописанный образ замироточил. 
 
После долгих ожиданий, 25 ноября 1999 года, в Зачатьевский монастырь были, наконец, торжественно перенесены оригинальная икона Божией матери "Милостивая" и игуменский жезл. Возвращавшиеся домой святыни встречали патриарх Алексий II и настоятельница монастыря Иулиания (Каледа) в присутствии множества священнослужителей, монахинь и мирян. А 26 ноября в Ильинский храм передали мироточивый список образа.