Кремль. Общий вид. Почтовая карточка издательства П.Г. Фон-Гиргенсона.
Наш рассказ – об одном из древнейших уголков Москвы. Он находится в южной, приречной, части Китай-города и с XVI века (после того как на Красной площади и вдоль Москворецкой улицы от Варварки до Москворецкого моста появились торговые ряды) именуется Зарядьем. Подол, Поречье – таково старинное название квартала, ограниченного с юга Москвой-рекой, с севера – Варваркой, с запада – теперь не существующей Москворецкой улицей, а с востока – Китайским проездом. В XVI столетии, когда строились оборонительные стены Китай-города, начала складываться и планировка Подола. Издревле в Зарядье жили ремесленники, купцы, приказные, позже сюда переселяются бояре и духовенство. Однако после переезда двора в северную столицу туда же устремляется и большая часть служилого люда.
Зарядье приходит в запустение – именно из него по всему городу распространилась чума, поразившая Москву в 1771 году. Фактически прекратилось здесь и новое строительство, поскольку царскими указами запрещалось возведение деревянных домов, камень же в основном шел на обустройство Санкт-Петербурга. В пожар 1812 года почти все Зарядье выгорело, и бывшие мелкие собственники распродали свои участки состоятельным московским домовладельцам, распорядившимся с этой землей по своему усмотрению – они начали застраивать ее дешевыми двух- и трехэтажными доходными домами с темными и плохо приспособленными для жилья комнатами.
По контрасту с нагорной частью Китай-города, где были водопровод, освещение и прочие коммунальные блага, улицы, переулки, дома и квартиры Зарядья, лишенного к началу ХХ века элементарных удобств, являли собой неприглядное зрелище. Вода, поступавшая сюда по Мытищинскому водопроводу, скапливалась в примитивном бассейне, устроенном у дома по Зарядинскому переулку, обыватели черпали ее ведрами. В отличие от вполне сравнимого с европейским облика Никольской, Ильинки, Варварки Зарядье, по свидетельству современников, было местом зловонным и грязным до невозможности. Нередко его неказистые, с осыпавшейся штукатуркой дома, вечно требовавшие ремонта, именовались трущобами… Их облепленные вывесками фасады смотрели в переулки Зарядья: Большой и Малый Знаменские, прозванные по Знаменскому монастырю; Мытный, получивший свое имя от старинного Мытного двора; Ершов, что прославил одного из владельцев земли, по которой пролегал; Мокринский, нареченный по церкви Николы Мокрого; Псковский, Зарядьевский (Зарядинский) и Кривой.
Зарядье. Москворецкая улица. Фотография 1900-1903 гг.
Воистину многолико и разноязычно было Зарядье конца XIX века! Из больших и средних, маленьких и крошечных лавок доносилась речь русских, персов, евреев, армян. Евреи начали обосновываться тут после указов 1826–1827 годов, разрешивших им временно селиться в Зарядье на Глебовском подворье При этом первоначально находиться Москве дозволялось лишь купцам и на строго определенный срок – от одного до трех месяцев – в зависимости от принадлежности к той или иной гильдии. К концу 70-х годов XIX столетия Зарядье было почти наполовину заселено евреями, контролировавшими большую долю торговых операций и державшими значительную часть ремесленных мастерских.
Здесь действовали две синагоги. В один из осенних еврейских праздников набережная Москвы-реки у Проломных ворот сплошь покрывалась черными фигурами молящихся, а перед Пасхой спуски к воде заполняли еврейские женщины, мывшие посуду. С вечера пятницы квартал затихал, пустынными делались его переулки В субботу еврейские лавки и мастерские были закрыты.
Москворецкая набережная и Зарядье. Фототипия "Шерер, Набгольц и Ко". 1900-1910 гг.
В 1891 году, когда брат Александра III – великий князь Сергей Александрович Романов был назначен московским генерал-губернатором, началась высылка евреев из города. С 1891 по 1905 год выселению подверглись около 30 тысяч еврейскиҳ семейств. Среди них были и те, кто не имел прав на жительство в Москве, и те, кто обладал на то бесспорными правами…
Таковы лишь отдельные штрихи жизни этого древнего квартала в конце XIX – начале XX века.
Панорама Москвы. Вид с Устьинского моста. Фототипия "Шерер, Набгольц и Ко".
А теперь расскажем о двух памятниках архитектуры Зарядья, один из которых и теперь пленяет своей красотой, другой же утрачен навсегда.
При повороте китайгородской стены от Москвы-реки по направлению к Варварским воротам стоит небольшая церковь Зачатия Св. Анны, «что в углу». Церковь эта, ныне отреставрированная и освобожденная от многочисленных архитектурных напластований, впервые была упомянута в летописи под 1493 годом при описании московского пожара. Одна из древнейших в Москве, она была поставлена в конце Великой улицы, шедшей от Кремля к пристани на Москве реке, и именовалась церковью Зачатия Анны, «что на востром конце». После постройки стен Китай-города в 1538 году храм получил название, уточнявшее его местоположение, – «что в углу китайгородской стены».
Москва. Общий вид. Фототипия "Шерер, Набгольц и Ко". 1905-1917 гг.
Возможно, уже к 1493 году церковь была каменной, однако утверждать это нельзя. Известно, что храм возобновлялся и украшался после пожаров 1547 и 1668 годов. В 1547 году в него была перенесена чтимая икона Божией Матери Одигитрии, принадлежавшая подъячему Третьяку Теплому, чей дом сгорел, но помещение, где находилась икона, осталось чудесно невредимым.
Невысокая двухъярусная колокольня конца XVIII века была разобрана при проведении реставрационных работ в 1950-х годах.
Церковь Зачатия Святой Анны, что в Углу. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1883 год.
Среди ее колоколов особо примечателен был один, пожертвованный церкви князем Дмитрием Михайловичем Пожарским для поминовения своих родителей. Около 1617 года на средства Пожарского возвели и придел святого Мины, перекрытый кресчатым сводом и увенчанный главкой на глухом барабане. Он встал на месте одноименной деревянной церкви. Северный придел храма во имя святой великомученницы Екатерины, как считается, был сооружен царем Алексеем Михайловичем Романовым по случаю рождения в 1658 году его дочери Екатерины. Перекрытая сомкнутым сводом церковь, повторяющая композицию южного придела, была возобновлена после пожара 1668 года в характерных для второй половины XVII века формах.
Церковь Николы Мокрого (Водопойцы) в Зарядье. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1882 год.
Трагичнее судьба другого памятника. В Мокринском переулке неподалеку от пристани стояла церковь во славу особо почитаемого на Руси святого – Николая Угодника, покровителя путешественников купцов. A поскольку многие пути пролегали по рекам, озерам и морям, Св. Николай иногда изображался с мокрыми волосами, за что и храм нарекли Николой Мокрым (Мокринским). Посему улица Великая превратилась со временем в Мокринский переулок. Церковь Николы Мокрого (Водопойцы) стояла у пристани с XIV века. Упоминается она в летописи под 1468 годом («Загорелся посад у Николы Мокрого»). Каменный храм был возведен в 1695–1697 годах на средства жены стольника Евдокии Чириковой. В 1802 году церковь, бывшую архитектурной доминантой Москворецкой набережной в пределах Китай-города, оформили в псевдоготическом стиле, после чего она простояла почти без изменений вплоть до сноса.
Арсен Мелитонян