Алексеевский монастырь — стократ рожденный феникс

"Алексеевский монастырь в Чертолье". Художник Карл Рабус. 1838 год.
 
История Алексеевского ставропигиального женского монастыря, расположенного в Красносельском районе столицы, — в большей степени история падений, нежели взлетов. За все время существования обитель, первые церкви которой были возведены еще в 1358 году, претерпела десяток пожаров, несколько переездов, варварские грабежи, бедность и абсолютно безответственное, а порой и предательское отношение со стороны властей. Тем не менее она существует. Каждый раз после очередного несчастья и испытания она возрождалась, как легендарная птица феникс. Сегодня эта московская жар-птица снова расправляет свои крылья.
 
Хотите познакомиться с историей создания и нелегкой жизни Алексеевского монастыря? Присоединяйтесь к нашему увлекательному путешествию в пространстве и времени! 
 

И потече огонь, яко же молния и пожар силен

 
Историки расходятся во мнениях относительно того, кто начал строить Алексеевскую обитель. Наиболее распространенная версия говорит о том, что в 1358 году митрополит Алексей заложил деревянную церковь в честь святого Алексия на Остожье (современная Остоженка) по просьбе своих сестер Евпраксии и Иулиании. Последняя, по преданию, стала первой игуменьей Алексеевского монастыря, первого женского монастыря в городе. Чуть позже на его территории был выстроен собор Зачатия Святой Анны.
 
О начальном периоде истории Алексеевской обители, о преподобных Иулиании и Евпраксии мы подробнее рассказываем в статье «Зачатьевский стародевичий монастырь».
 
Икона Святителя Алексия, который благословляет своих сестер Иулианию и Евпраксию на создание обители..
 
В 1451 году Москва подверглась набегу татар (это событие вошло в русскую историю как «скорая татарщина»), и Алексеевский монастырь пострадал от пожара и грабежей. После этого монастырский храм горит раз за разом. Отстроенный в камне в 1514 году великим князем Василием Иоанновичем, он терпит большой урон в московском пожаре 1547 года. Затем, частично восстановленный, он, как и вся Москва, был сожжен ханом Девлетом I Гиреем в 1571 году.
 
Летописец так писал о пожаре 1547 года: «И бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Чертолья погоре до Семчинского сельца...» (Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978).
 
По мнению историка И. Е. Забелина, это происшествие стало ключевым для принятия решения о переносе монастыря в другое, более безопасное место. Часть послушниц осталась на Остожье, там сегодня находится Зачатьевский женский монастырь. Новым же местом для Алексеевской обители стало Чертолье (современная Волхонка), где была возведена деревянная монастырская слобода. В Смутное время ее подвергли разорению и сожжению завладевшие Кремлем поляки. В 1625 году деревянные храмы отстроил царь Михаил Федорович, и вновь все уничтожил пожар (10 апреля 1629 года), о чем известно из послепожарной описи Белого города.  
 
Алексеевский монастырь на карте-реконструкции "Москва в границах Белого города в XVII веке", составленной С. Ю. Шокаревым.
 
Наконец, в 1634 году монастырь был отделан в камне зодчими Антипом Константиновым и Трефилом Шарутиным. Отныне два шатровых храма пользовались особым вниманием как со стороны царской семьи, в которой на тот момент наследник носил имя покровителя монастыря, так и со стороны знати. В стенах обители проводились торжественные службы и хранились многочисленные реликвии. Одной из самых известных стала Грузинская чудотворная икона Божией Матери, появившаяся в монастыре в 1654 году; по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона ее украсили драгоценным окладом.
 
Вплоть до 1812 года монастырь жил без происшествий, однако вторжение французов в Москву не могло пройти бесследно для храмов, расположенных в центре города: все было опустошено, а деревянные церкви сожжены. После освобождения Москвы обитель вновь привели в порядок, как и другие пострадавшие в массовом пожарище постройки. 
 

Стоять здесь ничего не будет!

 
После наполеоновского нашествия монастырь ждало новое испытание. Александр I дал обет воздвигнуть храм в честь Христа Спасителя, и его начали возводить на Воробьевых горах. Однако при строительстве возникли проблемы с грунтом, а затем реализацию проекта и вовсе приостановили из-за неслыханного масштаба разворовывания средств. Разбирательством с растратами занялся уже новый император — Николай I. Он сменил архитектора и всех ответственных лиц, а для постройки выбрал новое место — Чертолье. В границы застройки попали и строения Алексеевского монастыря. Властями было принято решение снести их, предварительно переместив обитель и ее насельниц в Красное село, к Воздвиженской церкви, на городскую окраину. 
 
Алексеевский монастырь vs храм Христа Спасителя. Сравнение карт Москвы 1817 и 1852 года.
 
История выселения Алексеевского монастыря из Чертолья трагична и окутана городскими легендами. Для монахинь решение городских властей стало несправедливой неожиданностью. Они не хотели покидать  намоленное место и создававшийся их непрестанными трудами и заботами монастырь. Оказавшаяся самой стойкой в этом нежелании игуменья Клавдия даже повелела другим монахиням приковать себя к дверям соборного храма. Солдаты были вынуждены применить к строптивой настоятельнице силу. Ее неповиновение императорскому указу было расценено как бунт. Бунтарку расковали и вопреки ее сопротивлению выдворили за монастырские ворота. Разгневанная игуменья напоследок выкрикнула проклятие, в котором предрекла, что ничего на сем месте стоять больше не будет.
 
Детали истории о проклятье и того, как оно повлияло на судьбу храма Христа Спасителя, вы можете узнать в подробностях на нашей экскурсии по Москве «Были и небыли Чертова болота». На этой прогулке по городу мы также рассказываем другие интересные легенды бывшего Чертолья и московского Болота.
 

Золотой век обители

 
Таким образом, Алексеевский монастырь снова сменил местоположение. Первой его церковью стал каменный Крестовоздвиженский храм, заложенный в Красном селе еще в 1692-м.
 
В сравнении с центром Москвы новое место казалось безлюдным, и монахини с трудом осваивались на новом месте. Поначалу средств для существования и обустройства обители было немного, сестры испытывали немало трудностей. Однако жители окружавших окрестностей, привлекаемые благолепием проходивших в монастырском храме богослужений, все чаще и чаще приходили сюда. 
 
Общий вид Алексеевского монастыря. Почтовая карточка 1913-1917 годов.
 
В 1840 году с благословения митрополита Московского Филарета, не оставлявшего обитель своим попечением, здесь появилось монастырское кладбище. В дальнейшем именно оно стало привлекать к обители особое внимание москвичей, которые выбирали этот некрополь для упоения своих близких. С этого времени материальное положение монастыря стало улучшаться. Монахини заботливо ухаживали за могилами, благоустраивали и украшали погост. По заверениям горожан, ни на одном московском кладбище не было такого обилия цветов, ласкающих взгляд, как на Алексеевском. Со временем монастырский некрополь превратился в отдельный архитектурный памятник. 
 
Храм во имя Святого Алексия в Алексеевском монастыре. Почтовая карточка 1898-1912 годов.
 
В 1853 году на территории обители по проекту архитектора М. Д. Быковского был возведен храм в честь Алексия, украшенный многочисленными орнаментами, берущими начало в древнерусском зодчестве XVI–XVII веков, и увенчанный огромным куполом на широком световом барабане. По чертежам того же зодчего выстроили монастырскую стену с башнями. В 1879 году был построен и освящен храм во имя Архистратига Михаила, а в 1887-1891 годах — кладбищенский храм Всех Святых. 
 
Храм Всех Святых на кладбище Алексеевского монастыря. Почтовая карточка 1913-1917 годов. 
 
Хоть царское внимание и сошло на нет после перемещения, число прихожан с каждым годом росло. К концу века усилиями игуменьи Антонии монастырь превратился в мощное, практически независимое мини-государство с собственным уставом, четырьмя церквями, несколькими десятками келий, училищем для южнославянских девочек, богадельней и больницей.
 

Двадцатый век... Еще бездомней, еще страшнее жизни мгла

 
Событиями Октябрьской революции закончился период расцвета Алексеевской обители. В ХХ веке монахини монастыря ощутили бездомность в полной мере. После революции 1917 года Алексеевскую обитель не обошла участь всей русской православной культуры. Уже в 1919 году было закрыто кладбище, которое через 10 лет и вовсе ждала полная ликвидация. В 1922 году государство изымает церковные ценности, пока что еще объясняя свои действия наступившим голодом. 
 
Крестовоздвиженский собор Алексеевского монастыря. Почтовая карточка 1913 года издательства В. И. Смирнова.
 
Однако очень скоро власти начнут действовать, не утруждая себя объяснениями, — начинается медленное и мучительное убийство монастыря. Швейная фабрика «Возрождение» и маленковский завод просят Моссовет о выселении монахинь из келий монастыря, и, притесненные рабочими, многие из них переезжают на квартиры за стены обители. Некоторые, однако, остаются до последнего. В это нелегкое время стала знаменита матушка Вера (в постриге Михаила), поселившаяся в монастыре после революции. Из-за того что она стала слишком известна среди прихожан (к ней совершались настоящие паломничества), настоятельницу монастыря игуменью Марию власть обвинила во «враждебной агитации» и отправила на несколько месяцев в тюрьму.
 
Сразу после решения о выселении сестер в 1924 году в Моссовете рассматривается уже другое ходатайство — о том, чтобы храмы Всех Святых и Преподобного Алексия были переданы на культурно-просветительские цели. Судьба монастыря в эти годы решалась последовательно: к 1925 году оба храма закрыты, действовать продолжает только храм Воздвижения Креста Господня. В 1931 году массово арестуют сестер обители и вышлют в Казахстан и на Север (вторая волна гонений и репрессий пришлась на 1937– 1938 годы, в результате нее некоторых сестер расстреляли). Разрушив монастырский уклад и жизни людей, которые были связаны с обителью, власть активно начинает разрушать и сам монастырь: он совершенно не вписывается в Генеральный план социалистической реконструкции Москвы. 
 
Аллея в ограде Алексеевского монатыря. Почтовая карточка 1913-1917 годов.
 
Однако этот план так и не реализовали, и сохранившиеся здания монастыря вплоть до 1990-х годов постепенно «растаскивали». Стены и башни снесли, кресты на куполах сломали, а старинные церкви стали использовать в качестве рабочих казенных помещений. Так, например, в Соборном Крестовоздвиженском храме обосновался Институт рыбного хозяйства, в некоторых его помещениях сохранились фрагменты храмовой росписи. На месте Больничной церкви Святого Архангела Михаила, которая простояла ровно сто лет, построили жилой дом. Храм Всех Святых занял архив и филиал завода по производству зонтов. Кладбище разграбили, мраморные памятники увезли на продажу и устроили там сначала районный парк, затем Пионерский, а сам Дом пионеров расположили в Алексеевском храме, сцена актового зала находилась на месте бывшего алтаря... Печальным и символичным событием стало создание шестирядной автомобильной эстакады, проходящей над кладбищем и разделившей всю территорию обители на две части. Теперь она входит в состав Третьего транспортного кольца. Два храма, пострадавшие меньше остальных, — Алексеевский и Всех Святых, — теперь стоят напротив друг друга по разные стороны автомагистрали.
 
Конечно, в какой-то момент эта череда неудач и разрушений должна была закончиться — правда, кажется, что закончилось это ровно потому, что было уже почти нечего разрушать. В 1990 году начинают восстанавливать храм Всех Святых. Освятили его в Лазареву субботу, в день памяти святого Алексия; впрочем, есть основания думать, что это совпадение было случайным, ведь само освящение до этого переносили несколько раз. С 2002 года приступили к реконструкции храма Святого Алексия.
 
Хотя сегодня мы видим восстановленными оба храма бывшего монастырского ансамбля, они неважно вписываются в окруживший их индустриальный пейзаж. Насколько драматичным было существование монастыря в пожарах и войнах начиная с основания, насколько роскошен был расцвет обители в XIX веке, настолько болезненным стало ее «выживание» в ХХ, когда все разрушили не огонь и иноземцы, а «свои».